ТОРГОВАЯ ОДЕССА, АГРАРНЫЙ ХЕРСОН И ПОДТЯНУТЫЙ, СТРОГИЙ, НО ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ И ПО-МУЖСКИ ЧЕСТНЫЙ НИКОЛАЕВ
бриг "Меркурий" ведет бой с 2 турецкими линкорами |
«Если вы не бренд — вы не существуете. Кто же вы тогда? вы — обычный товар», — так написал в одной из своих книг известный во всем мире гуру маркетинга Филипп Котлер. Изменение тенденций развития экономики, вызовы современной жизни привели к тому, что еще несколько десятилетий назад вопросами брендинга территорий начали заниматься Соединенные Штаты Америки и страны Европейского Союза. Украина и украинские специалисты обратились к этому всего несколько лет назад. Одним из первых городов, который начал активно обсуждать тему брендинга, стал Николаев. Инициировал обсуждение Глеб Головченко — секретарь НСЖУ, директор Колледжа прессы и телевидения, председатель Николаевского пресс-клуба. «В Николаеве много лет назад назрела необходимость создания нового бренда. Ведь, по сути, известный термин «Николаев — город корабелов» устарел много лет назад, тогда, когда развалился Советский Союз и
«Мы никогда не были городом утраченного смысла! Это — город высокой внутренней культуры, уважения к технической мысли и интеллекта. Наши герои просто другого внутреннего роста. Например, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, погибший при обороне Порт-Артура, простой николаевский мальчишка, был одним из инициаторов использования ледоколов в освоении Северного морского пути, руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак». Еще один адмирал, связанный с Николаевым, — Чернавин — был адмиралом флота СССР. Под его началом было такое количество кораблей с боевым ядерным потенциалом, которые могли не только развязать третью мировую войну, но и уничтожить весь мир. Но история Николаева — это и адмиралы Манганари, заложившие первую научную библиотеку, депо карт и типографию для печати географических карт. Под началом адмирала Лазарева, командующего Черноморским флотом и первооткрывателя Антарктиды, после Николаева построено адмиралтейство в Севастополе и Одессе... «Адмирал» с древнегреческого — лидер. И таких лидеров в Николаеве в разных направлениях росло и воспитывалось много. Например, олимпийские чемпионки-фехтовальщицы Ольга Харлан и Елена Хомровая. Юрий Никитин стал первым олимпийским батутистом. Дмитрий Кремень — лауреат Шевченковской премии, удивительный поэт, которым не просто гордится, а которого знает и любит Николаевщина и Украина. Андрей Антонюк — уникальный художник с мировым именем, один из самых продаваемых в США художников! На большинстве карт Советского Союза Николаева не было вообще, потому что верфь ЧСЗ строила авианосцы, и все авианосцы советской «империи зла» были построены в Николаеве. Десятилетиями Николаев был засекречен, и до 1996 года в него был запрещен въезд иностранцев. «Закрытый город» — термин, который не слышала украинская молодежь. Весь сегодняшний авианесущий флот Китая был построен в Николаеве. Россия надеялась развернуть производство на других верфях, но не удалось. Анатолий Ганькевич и Юрий Макаров — непревзойденные менеджеры судоверфей, на которых были построены авианосцы. Об этом не говорили в СССР, а Украина просто не поняла, не обратила внимания на уникальность Николаева. Спрос был на торгашей и спекулянтов, а вот настоящим смыслам было не время. Поэтому Николаев — город не понятого Украиной смысла. Смысл жизни николаевцев — постоянное служение. Интересы Родины — превыше всего. Это даже не патриотизм — это еще глубже!» — говорит Глеб Головченко.
Многие воспринимают создание бренда как что-то абсолютно новое. Но бренд не может обойтись без уже существующей истории. «У нас удивительный край, куда люди съезжались, сгонялись, приезжали в командировку. И вот эти, абсолютно разные люди благодаря Владимиру Чайке, городскому голове города, почувствовали себя общностью. Теперь идет общественная дискуссия, каким должно быть общественное лицо, — бренд нового города в ХХІ веке. И очень важно, что он не навязывается. Но самое главное — нам предстоит заложить при брендировании основы концепции устойчивого развития Николаева. И в основе лежит четкое понимание, что дело горожан — развитие своего города. Вот уже несколько месяцев заседает рабочая группа при городском голове по выработке стратегии развития города. Впервые в рабочую группу вошли и журналисты, члены правления Николаевского пресс-клуба. После принятия концепции устойчивого развития следующий этап — с помощью брендирования повышение капитализации города. Мы готовы опробовать самые современные финансовые инструменты для развития города и юга. Торговая Одесса, аграрный Херсон и подтянутый, строгий, но интеллигентный и по-мужски честный Николаев. Да, мы, николаевцы, — другие, но потому, что Николаев — город Адмиралов», — говорит Глеб Головченко.
С тем, что Николаев действительно город Адмиралов, согласен и Владимир Чернавин, адмирал флота 1983 года, Герой Советского Союза, главнокомандующий Военно-Морским флотом СССР в 1985—1992 гг.: «Город Николаев создавался и всю жизнь исполнял обязанности, связанные с моряками, связанные с морем, связанные с судостроением. Через Николаев прошло очень много людей, в том числе — тех, кто носил высокие адмиральские звания, — до революции, после революции и сейчас, последние десятилетия нашей страны. Я считаю, что будет абсолютно правильно называть Николаев городом Адмиралов».
Владимир Чайка, мэр Николаева: «Бренд города — прежде всего дело его жителей. Образ города создают предприниматели, таксисты, художники, отельеры, официанты, продавцы, прохожие ...просто люди. И брендинг Николаева — дело тех, кто в нем живет и работает». Именно поэтому в Николаеве активизировалась рабочая группа, состоящая из активных общественных деятелей, журналистов, чиновников, предпринимателей, которые параллельно с разработкой бренда города будут формировать проект стратегического развития Николаева. Бренд города — это «премия» в виде социальной стабильности, притока инвестиций, увеличения туристических потоков и т.д. Это гарантированное будущее города и его социума. Михаил Золотухин, председатель правления Фонда развития города Николаева, говорит: «Мы должны перейти к реальной работе, практической реализации этой программы. Стратегия должна стать реальным инструментом привлечения ресурсов».
Обсуждение бренда города и механизмов его внедрения продолжается. В течение полугода планируется создать план по развитию бренда и его внедрению в разные отрасли жизни Николаева. И мы надеемся на помощь газеты «День» в информационном обсуждении важности брендирования городов в Украине.
Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, корпункт газеты «День» в Николаеве
Немає коментарів: