Новая выставка Дмитрия Модованова является своеобразным продолжением его предыдущей выставки под названием «Дикари», в которой художник исследовал различные формы дикарства – от природного до политического. Но в этот раз выбор сделан определенно в пользу природного, и звери, прежде таившиеся на заднем плане, вышли на авансцену. Человек не исчез, но теперь он не в центре мироздания, он только ровня зверям, которые выступают полноценными участниками жизненного процесса: с ними прогуливаются как с лучшими друзьями, для них играют на гармошке и пишут с них картины. Конфликты сняты и все пронизано лирическим настроением. Мы снова блуждаем в райских кущах.
Для художественной системы Молдованова в целом характерен синкретизм, что естественно вытекает из наивно-примитивистской парадигмы творчества, к которой он тяготеет. То есть все едино, слито во всеобщий карнавал цвета, форм и образов и вывалено на плоскость подобно пестрому ковру: медведи как люди, люди как тигры, женщины похожи на мужчина, а те – на детей, земля переходит в небо и обратно, синий там, где обычно зеленый, красный вместо черного, а черному вообще не место. Но прежде в большинстве работ за кажущейся наивностью часто скрывалась ирония, словно из-за цветастой занавесочки за миром подсматривали глазом с хитрым прищуром, иногда кривляясь, иногда юродствуя, иногда великодушно констатируя его несовершенство. То есть в наиве не достаточно было именно наива, за ним крылось критичное отношение. В этот же раз синкретическая слиянность кажется сродни той детской наивности, которая порождает самые фантастические образы с удивительной легкостью и простотой, но не вызывает сомнения в том, что так оно и должно быть.
И вот мы здесь – в роли влюбленных Адама и Евы в райских кущах в компании разноцветных жирноватых птичек, оленей и ланей, похожих то на собак, то на коров, роскошных тигров с разверстыми на полкартины пастями, анархичных собак и великолепных пестрых коров. Есть так же пейзаж и натюрморт, и, конечно же, парадный автопортрет самого художника, который в преддверии весны решил нам напомнить своей выставкой, что все будет хорошо.
Александра Филоненко, искусствовед.
Немає коментарів:
Дописати коментар