четвер, 15 листопада 2012 р.

"Обо всем" назвали выставку

Первая в нашей галерее персональная выставка Юлии Гурьевой обо всем. Решено было представить и старые, уже выставлявшиеся работы, и совсем новые – только что написанные. Условно они разделены на четыре группы: натюрморты, пейзажи, условно «парные портреты» и символические полотна. То есть, представлен широкий охват жанров. Но в каждом из этих, казалось бы, традиционных жанров, кроется свой секрет, ведь женщины просто обожают секреты во всем.
Самая свежая серия «Символы» - это, на первый взгляд, декоративные натюрморты, сочетающие живопись и коллаж из текстиля. Изображены на них фрукты. И мало кто может ожидать кроющийся за столь незамысловатым предметом изображения глубокий символизм. Однако в человеческой культуре фрукты выступают символами важнейших идей. Так персик в китайской мифологии – символ юности и бессмертия, а в христианской - плод спасения, персик с листком у черешка — добродетель молчания. Гранат в древнегреческой традиции выступает как символ плодородия, процветания и супружества, но так же как символ смерти. Столь привычная и обычная для нас груша – древнейшее (с эпохи неолита) из культивируемых человеком фруктовых деревьев и во многих культурах означает надежду и здоровье, а в Китае символизирует долголетие, справедливость, хорошее правление и правильное суждение, в христианстве - любовь Христа к человечеству. Экзотическая хурма выступает символом радости и победы на Дальнем Востоке. Таким образом, обычные фрукты становятся весомыми фактами культуры, и четыре натюрморта оказываются своеобразными «портретами» этих носителей общечеловеческих.

Определенные трансформации происходят и с наиболее традиционным жанром пейзажа. Написанные на пленэре в Черногории два вида знаменитого острова Святого Стефана весьма далеки от того, что мы могли бы определить как пленэрный этюд, каковой и ожидается от подобного рода мероприятий. Вместо этого мы видим максимально обобщенный, на грани декоративной геометрической абстракции образ некоего общесредиземноморского городка на острове – с бирюзовой водой оттенка более светлого, чем цвет неба, белые кубики маленьких домиков с красными черепичными крышами и темные вертикали кипарисов. И это снова «портрет» – символический портрет Средиземноморья.

Что же касается собственно «портретов», то вновь имеется некая артистическая подмена, ибо это портреты не настоящих людей, как следовало бы ожидать, а персонажей итальянской комедии дель арте, которые многим известны: Арлекина, Пьеро, Коломбины… Как писала в статье к другой выставке Юлии Гурьевой одесский искусствовед Людмила Сауленко, художница изобразила на этих работах «персонажей того вечного театра, имя которому бытие. Не быт, не повседневность, но и не фантазия. Это мир, образы которого уже отстоялись в культурной памяти европейца и потому они самодостаточны, способны окружать себя аурой бытия в культуре». Изображенные по двое в сценах флирта и соблазнения, они говорят нам еще об одном вечном театре – театре вечной любовной борьбы противоположных начал, где мы постоянно играем самые неожиданные роли и никогда не бываем верны себе. 


И четвертая группа работ, которая в данном случае, вроде бы является тем, что от нее и ожидается – это три символические композиции, на которых изображены только женщины. Но символизм здесь скрытый – его сложно дешифровать, потому что это символизм внутренних, с трудом дифференцируемых состояний. Самая яркая работа этой серии называется «В потоке» и изображает девушку, плывущую в лодке. Но за этим незамысловатым изображением стоит глубокая и, в общем-то, сугубо женская философия – необходимость и естественность жизни в потоке бытия, непротивление и доверие течению жизни. Работы этой серии пронизаны покоем и умиротворением, высветленный колорит строится на мягких контрастах сближенных по светлоте и насыщенности цветов, выступая мощной метафорой синкретичности и внутренней гармоничности бытия.

Четыре жанра, представленные на выставке, словно стороны света в художественном мире Юлии Гурьевой, который отличается целостностью и гармоничностью как в плане формы, так и в плане содержания.



Александра Филоненко, искусствовед



ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»

Немає коментарів:

Дописати коментар