вівторок, 2 жовтня 2012 р.
«РУЧ.БУМ» выставка из макулатуры
Впервые в галерее «На Спасской 45» выставка творческого тандема супругов Виктора и Ирины Покиданцев, которые не просто выставили вместе свои работы, но создали целостный совместный проект, получивший название по технике исполнения – ручной бумаге. Виктор - художник широко известный в Украине, как представитель актуального искусства, Ирина же работает в сфере декоративно-прикладного искусства. Но иерархия жанров и видов искусства давно уже неактуальна, поэтому неудивительно, что мэтр украинского постмодернизма пошел в этот раз «на поводу» у своей декоративно-искушенной супруги.
Искусство новейшего времени использует в качестве своего материал все к чему можно приложить руку или мысль. В данном случае используется, по большому счету, мусор – мусор самого искусства – ненужные обрезки и всякие старые бумажки, газеты, журналы, из которых готовится смесь для новой, уже охудожествленной самим своим рукотворным происхождением, ручной бумаги. Такая бумага оказалась для художников самодостаточным материалом, не требующим оформления в рамы или стекло, пластичным и приятным, таким, из которого легко создавать различные объекты, а сам процесс этого создания, по словам художников, напоминает «игру с песком на берегу реки или моря». В этом есть нечто от инфантильно-первобытного творчества, в котором много магически-игрового, возвращающего к истокам искусства. Поэтому и объекты, создаваемы из этого материала, отличаются минималистической простотой, вследствие чего весь проект обладает удивительной цельностью, которая может неискушенному зрителю показаться монотонностью, но это монотонность медитации, приносящей успокоение сознанию.
Однако, невзирая на проектную цельность, различия, при внимательном рассмотрении, заметны, и они носят «гендерный» характер. Виктор Покиданец заявляет: «Мы черпали из одного тазика». Но хотя тазик у обоих художников был в прямом и переносном смысле общим, дальше с бумажной пульпой каждый поступал по-своему, в соответствии со своей творческой парадигмой. Ирина изящно украшала фактурную поверхность вытынанками/щипанками, полными архаичных символов народного искусства и стилизованных образов природы, то закрывая ими почти всю поверхность бумажной плитки, то лишь слегка оттеняя декоративными элементами пластическую самодостаточность рукотворного материала. Виктор же сначала любовался чистотой материала, а затем начал понемногу вторгаться на девственную поверхность станками, тракторами, танками и прочими объектами антропогенной экспансии, хотя и нанесенными нежными даже не красками, а их оттенками в технике, названной художником «кустарной печатью». Но эти «нежные танки» Виктора, почти сливающиеся с фоном, и контрастирующие с белой поверхностью, темные орнаменты Ирины, тем не менее, не отменяют «янско-иньской» специфики этого проекта, лишь слегка перекодируют ее, вводят в заблуждение. Так, исследуя выразительные возможности нового для себя материала, оба художника невзначай приоткрыли для нас особенности женского и мужского типов восприятия и творчества, которые тем заметнее, если исходный материал у обоих оказывается, действительно, из одного тазика.
Александра Филоненко, искусствовед
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів: