четвер, 3 травня 2012 р.

Спортивный маркетинг Николаева

Как только закончился для МБК Николаев чемпионат аналитики-журналисты спорта бросились "разбирать" ситуацию сложившуюся вокруг любимой команды города. А что собственно упускают они?
Спорт во всем мире давно уже не выполняет идеологической функции. Спорт - выгодный и доходный бизнес. Кто не согласен, пусть настольгирует по временам добровольных спортивных обществ, которые были приписаны к сталинским наркоматам и органам.



В стране Советов спорт был одной из идеологических подпорок правящей партии. Попутно, шел воспитательный охват и отбор кадров. Николаевские спортивные команды, футбола и баскетбола были в числе приписанных к промышленным объектам, вузам. Но те времена давно прошли. Но как и многие болельщики, спортивные журналисты и функционеры, продолжают "качать" тему развития спорта на местных ресурсах. Этот подход хорош, когда решаются любительские, аматорские задачи, типа спартакиады города или чемпионата области. Когда речь идет об участии в соревнованиях, где на кону, хоть и гипотетически для Николаевцев, стоят за победу немалые деньги, править должен холодный, прагматичный расчет. Именно поэтому, тренера в команде Николаев(баскетбол) нужно было менять! Но не во время чемпионата, а перед его началом, после серьезного отбора, на кого сменять Берестнева.
Главное, что было у Николаева на старте чемпионата - это болельщик, который любил и верил в команду, после 10-й подряд проигранной игры их поубавилось.
Но это не смертельно. А вот до тех пор, пока вершащим судьбу муниципальной команды не придет убежденность, что на баскетболе, равно как и на фехтовании и футболе горожане должны зарабатывать, с места ничего не сдвинется. Город содержит несколько десятков спортивных школ, где занимаются все новые и новые спортсмены. Есть приоритетные (олимпийские) виды спорта, а есть просто популярные, куда родители сами тянут своих чад. Тренеры работают не покладая рук. Родители вкладывают свои деньги, а потом хотят их отбить. У нас нынче все бизнесмены. Поэтому, чаще всего родители и определяют своих спортивных детей в профессиональные академии или сразу - клубы. Ну а там, чаще всего уже спортсмен становится составной частью маркетингового результата, который строится кропотливо и не только тренерами. Выигрывает или нет чемпионат Англии Манчестер Юнайтед, босы клуба не сворачивают с выбранного пути. Они с помощью футбола зарабатывают капитал. Манчестер, город по численности населения как Николаев, когда-то зарабатывал добавленную стоимость с помощью тех же промышленных объектов: фабрик и заводов. Сегодня, 2 клуба, высшей футбольной Лиги Англии, принадлежащих разным хозяевам, приносит дохода больше, чем если бы чадили заводские трубы. Да еще в Китай на экспорт, за немалые деньги едут футболисты этих клубов. А трудятся в них - представители Азии, Латинской Америки, десятка стран Европы и Африки. Да англичан мало, но какие! Местным футбол так нравится, что они за полгода выкупают абонементы на очередной чемпионат и Лигу Чемпионов УЕФА, сувениры и акции. Клуб богатеет, а с ним и город, который только в дни игр принимает до 40 тысяч приезжих из не бедного Лондона и портового Ливерпуля.
В Николаев на футбол уже никто не едет. Южный и Одесса, пока еще снаряжают автобус другой болельщиков в "Надежду". И то, больше по старой памяти! И оправдать это лишь низкими доходами граждан Украины нельзя. Спорт не только мир, как вбивали в головы советских граждан, но и рынок, на котором принято зарабатывать, в том числе на продаже игроков. А в николаевском случае, подготовленных за деньги общины, молодых спортсменов городские налогоплательщики теряют, потому что у нас спорт - это не справедливый рынок, а невольничий, работорговый базар. Кто-то может и продает их, только проку от этого самому сообществу спортсменов мало. Самым ярким примером могут быть некогда ведомственные яхт-клубы, которые "занимают" берега хламом и кустарными яхт-верфями, а туристическим магнитом парусный спорт в городе на полуострове так и не стал.
Спортивные объекты, как и школы должны работать в ритме продуцирования добавленной стоимости. Для этого более полувека работает такая технология как маркетинг, который создает продукт из любой человеческой деятельности от футбола до балета. А затем, происходит его продажа и вовсе не обязательно строить новый стадион, чтобы получать больше прибыли. Ну а если продолжать рассматривать спорт как разновидность места проведения досуга люмпен-пролетариата, то можно оказаться в атмосфере докапиталистического века. Спорт ведь продвигали сто лет назад, как забаву сильных духом, а не лузгающих семечки и запивающих дешевым пойлом, почему-то называемом пивом!
Сегодня ставить на спорт как на инструмент воспитания, непозволительная роскошь. Спорт - современная технология зарабатывания, как когда-то верфи и фермы. Человек работая мышцами, ну и только головой в шахматах, успешно создает добавочную стоимость, набирает в цене и ... Становится маркетинговым продуктом. Это и есть спорт. Сегодня. Джентльменские состязания остались где-то на рубеже 20-го века.

С. Лиманов.

Немає коментарів:

Дописати коментар