Большой знаток всякой «всячины» из устного народного творчества жителей Украины – Николай Васильевич Гоголь, в предпасхальные дни как бы ожил в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии в спектакле «Майская ночь».
Шикарный народный, а значит «вечный» материал про чудеса и русалок уже после смерти классика, положили в музыкальное ложе оперы «Утопленница», а потом и в оперетту для массового зрителя,
М.Старицкий и его дядька Н.Лысенко. В Николаевском театре вышла музыкальная комедия, премьерные показы которой прошли, как уже водится, при полном аншлаге.
Спектакль не просто большой, он кажется огромным. На тесноватой сцене и множество декораций, и целое «село» актеров и поющих и танцующих и даже… похмеляющихся. Картинка вышла милая, веселая.
Старицкий, который стал эдаким «тлумачем» Гоголя на украинской сцене был бы конечно архаичен, если бы не большая адаптивная работа главного режиссера театра О.Игнатьева и креативная – Н.Берсона.
Была сохранена литературная основа, но очень к месту добавлены современные видеопроекционные решения. Сочно звучал оркестр под управлением В.Уреса. Нельзя не отметить очень органичное «вплетение» автора (Гоголя) в исполнении актера Маглеванного, ну очень похожего на знаменитого украинца. Молодой еще писатель, предстал и постановщиком событий, как сегодня бы сказали, и политиком, и пиарщиком что-ли.
И хотя зрителя сегодняшнего и героев Гоголя разделяют более полтораста лет, совершенно очевидно, что все сегодняшние беды произрастают из народных черт, таких как доверчивость, наивность и упрямство. Не зря Николая Васильевича называют сатириком, но в этой повести, он больше провидец, а не равнодушный этнограф.
Спектакль украинского театра в Николаеве в который раз призывает задуматься не только над вечными темами: любви, отцов и детей, но и более прозаичными – мздоимство, приспособленчество, гордыня и невежество. Труппа очень старательно, даже видеозеркало использовалось, показала «народный характер». Спектакль не просто развлекал, он заставил задуматься даже самого ленивого зрителя: что-то много повторяемости в поступках и поведении, даже через сотни лет!
Своевременность этой музыкальной комедии можно только приветствовать! В который раз отечественные деятели культуры осязают тренд и подталкивают общество к переменам, как утренние «горнисты» или петухи. И если кому-то кажется, что язык театра в 21-м веке устарел, Берсон и Ко смогли своей пластикой, сценографией, вокалом и актерским мастерством, предъявить обратный аргумент. Театр, в жизни общества, остается социо-психологической лабораторией, которая «выдает» модели поведения и «тестирует» на зрителях первичный эффект. Нынешний «эксперимент», которому добавили шарма одна из исполнительниц заглавной роли Гали – Е.Алексеева и комедийный персонаж Каленик, герой В.Кушикова, заставил сопереживать девушке и хохотать от «козаводства» сельского кутилы.
Дуэт Писаря (С.Лозовенко) и Горпыны(С.Никитасенко) подтвердили истину, что актеры, как и вино с годами становятся благородней, вкуснее.
«Разбирать» постановку дальше по горячим впечатлением не хочется. Хочется смотреть «Майскую ночь» еще и еще. Философии, там как звезд в темной украинской ночи.
Немає коментарів:
Дописати коментар