Генеральная Ассамблея ООН объявила 2012 год Международным годом кооперативов. Как обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы развиваются в мире и в каком состоянии пребывают в Украине? Об этом интервью с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.
- Почему ООН придает кооперации такое большое значение?
- Генеральная Ассамблея ООН постоянно отмечает роль кооперативов в снижении уровня бедности, прежде всего, среди сельского населения. Для несостоятельных людей объединение в кооперативы – это обеспечение занятости и социальной интеграции. На международном уровне сельскохозяйственные кооперативы также отмечаются как элемент самопомощи. Например, в Украине во время агрессивных методов формирования рыночной экономики крестьяне остаются незащищенными. И если не объединятся, то не смогут противостоять коммерческим структурам, являющимся посредниками в цепи производства и сбыта
сельскохозяйственной продукции.
Бедные слои производителей, объединяясь, удовлетворяют свои потребности в учебе, развитии социального капитала в той местности, где проживают. Ни одна организационно-правовая форма производителей, частных структур не заинтересована в такой степени, как кооперативы, содействовать развитию социального капитала на тех территориях, где развивается эта структура.
В мире особое значение приобретают сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, сберегательные кассы, союзы взаимопомощи. В сельской местности нет развитой сферы банковских, кассовых услуг. И только кооперативные структуры могут решить эту проблему. Такая же ситуация и в Украине.
- Как Украина отреагировала на провозглашение Генассамблеей ООН 2012 года Международным годом кооперативов?
- В своей резолюции Генеральная Ассамблея обратилась ко всем странам – членам ООН организовать комитеты для подготовки мероприятий в поддержку развития кооперации. Приблизительно в 50 странах такие национальные комитеты созданы. В Украине тоже были попытки, даже готовился проект указа Президента, но этого не произошло. Единственная структура – Укоопсоюз своим решением создала собственный комитет по вопросам празднования Международного года кооперативов. Укоопсоюз является членом Международного кооперативного альянса. И, по существу, именно он представляет сейчас Украину на международном уровне в сфере кооперации.
- Какое место занимает кооперация в экономике разных стран мира?
- Кооперативы различных секторов экономики во всем мире насчитывают почти 1 млрд. человек. А это – седьмая часть населения. Кооперативы активно развиваются в более чем 100 странах. И, по оценкам экспертов, они создали более 100 млн. рабочих мест.
В странах Западной Европы кооперативы производят до 50% продукции пищевой промышленности. Например, в Финляндии – 40%. В Евросоюзе через кооперативы реализуется 60% товарной продукции аграрного сектора, в скандинавских странах – 80%, в Японии и Китае – 90%.
В Европе кооперация обеспечивает основные каналы сбыта продукции. В частности, в Скандинавии – 70%, в Нидерландах – 65%, в Германии, Франции – 52-55%. В первую очередь, кооперируются мелкие производители молока, овощей, фруктов.
В Канаде исторически сложилось так, что, прежде всего, кооперируются производители зерна. И, по существу, вся зерновая продукция реализуется через кооперативы. Есть достаточно мощная группа сельскохозяйственных кооперативов – «Саскачеванский пшеничный кооператив», «Пшеничный кооператив Альберты» и «Манитобский элеваторный кооператив», объединяющие 100 тыс. фермеров. Они имеют в своем распоряжении 800 элеваторов, 3 портовых элеватора, свой флот для перевозки зерна, 200 мельниц.
Вместе с тем в Канаде достаточно мощно развиты и кооперативы по сбыту молока. Их главная цель, наряду со сбытом, - отслеживание качества молока. Если член кооператива сдал некачественное молоко, и оно попало в общую емкость (молоковоз в 60 тонн), он, во-первых, должен возместить всю стоимость молока и его исключают из кооператива. А, исключенный из кооператива, он не может найти рынок сбыта.
Также в Канаде отработан основной экономический механизм стимулирования фермеров к объединению в кооперативы. Фермеры, которые стали вместе и сформировали цивилизованные каналы сбыта продукции, организовали контроль над ее качеством, имеют право на преференции из государственного бюджета – на дотации и пр. Фермер, не являющийся членом организованного канала сбыта продукции, не являющийся членом кооператива, не имеет доступа к государственным финансовым ресурсам.
Подобные механизмы стимулирования разработаны и в Европейском Союзе. Если производители объединяются в кооператив, то получают 5 лет для завершения и согласования всех процедур совместной деятельности. В это время они имеют право продавать за пределами своей кооперативной организации не более 50% собственной продукции, и уже получают определенные преференции. После завершения этого срока фермеры переходят на более высокий уровень объединения. Они получают статус Организации производителей (ОП), высший уровень преференций, дотаций, но не имеют права ни одного килограмма продукции продать вне этих пределов сбыта продукции.
Поляки тоже не отстают. Используя законодательство Европейского Союза, их подходы, они установили у себя еще одну норму идентификации Организации производителей. Министерством сельского хозяйства Польши утвержден целый перечень продукции и минимальных ее объемов, которые должны реализовываться через обслуживающие кооперативы. Если фермеры, объединившиеся в кооператив, реализуют меньше этой минимальной нормы продукции, они не имеют права называться кооперативом, не имеют права на преференции.
- А как на этом фоне выглядит Украина?
- У нас часто можно услышать мнение, что Украину нельзя сравнивать с Польшей, странами Прибалтики, поскольку они являются членами ЕС, поэтому имеют дотации из бюджета Евросоюза. Но я хочу привести пример Молдовы, маленькой по территории страны, которая не входит в ЕС. Там при Министерстве сельского хозяйства создано специальное агентство, которое адаптировало к экономическим условиям Молдовы правила ЕС относительно поддержки развития обслуживающих кооперативов. Преференции для фермеров, объединившихся в кооперативы, финансируются средствами государственного бюджета.
Для членов кооперативов – физических лиц также установили нулевую ставку налога с физических лиц, по договоренности с банками сделали ниже на 10 пунктов процентную ставку по кредитам. И упомянутое агентство имеет ежегодный субсидиарный фонд поддержки развития кооперативов в 35 млн. евро.
А Украина сегодня ведет речь о выделении на такие цели 5 млн. гривен из государственного бюджета. Если посчитать, то получается меньше 1 гривны на одно крестьянское хозяйство. И еще не известно, выделят ли эти деньги и как они дойдут до тех кооперативов и не попадут ли в кооперативы, которые будут созданы за одну ночь.
Одним словом, на этом фоне мы выглядим достаточно скромно.
- Украинская история кооперативного движения очень давняя. Какие сегодня перспективы?
- Мои прогнозы относительно развития кооперации достаточно грустные. Мы имеем 150-летнюю историю кооперативного движения. До революции в Украине в кооперативы было объединено более 60% сельского населения. Ныне, по моим подсчетам, к кооперации привлечено не более 0,3% сельского населения.
Возрождение сельскохозяйственной кооперации в нашей новейшей истории началось в 1997 году с принятием Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации». С того времени кооперативы постепенно набирали высоту, и пика достигли в 2004 году – тогда в Украине было более 1100 сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Но, начиная с 2005 года, пошло резкое падение этого движения и сейчас в Украине, по статистике, насчитывается около 500 кооперативов, а в действительности работает, возможно, 200-250.
И лишь начиная с прошлого года, Министерство аграрной политики и продовольствия более активно начало поддерживать развитие сельскохозяйственной обслуживающей кооперации, искать варианты ее поддержки.
- Почему, по вашему мнению, возникает потребность возродить в Украине традиции кооперативного движения?
- Для нас очень важным является вопрос организации производства трудоемкой сельскохозяйственной продукции мелкими производителями в личных крестьянских хозяйствах. По статистике, в Украине в личных крестьянских хозяйствах производится 97-99% картофеля, 80% овощей, плодов и ягод, около 80% молока и до 50% мяса. Это значительная часть сельскохозяйственной продукции, и она практически производится вручную при помощи лопаты и самое главное – не имеет цивилизованных каналов сбыта. В мире формируются достаточно жесткие тенденции относительно сбыта продукции, и Украина не сможет их избежать, а это значит, что мелкие производители без объединения, без создания собственных мощностей для хранения и предпродажной подготовки продукции не смогут ее самостоятельно сбывать по выгодным ценам.
- Какие это тенденции?
- Прежде всего – увеличение количества супермаркетов. Мелкий производитель не может попасть в них без формирования качественных товарных партий продукции. В прошлом году в Украине выращено 22-24 млн. тонн картофеля. Но есть информация, что в Луганской области в супермаркеты завозят импортированный картофель, а Россия закупает 100 тыс. тонн картофеля в Индии, а не у нас. В чем проблема? Наши крестьяне не могут сформировать однородные по качеству и по сорту партии картофеля для поставок в отечественные торговые сети и на экспорт. Такая же ситуация и с плодоовощной продукцией.
Другая тенденция – формирование такого продукта питания, как полуфабрикаты. Крестьяне не могут в розницу этого сделать.
Сегодня в мире 4/5 сельскохозяйственной продукции продается запакованной. У нас запакована лишь 1/5 часть. Каждый крестьянин не сможет установить у себя оборудование для фасовки и упаковки продукции – только через объединение.
И самое главное – это бизнесовая ориентация, глобализация производства. Есть международная формула: производство сельскохозяйственной продукции само по себе – это не бизнес. Производство может быть прибыльным только с предпродажной подготовкой и каналами сбыта. Поэтому нет иного пути для мелких сельхозпроизводителей кроме объединения.
- Могут ли обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы стать противодействием агрохолдингам и посредническим структурам, которые уже фактически монополизировали рынки сбыта аграрной продукции?
- В Украине крупные структуры и трейдеры диктуют условия на рынке сельскохозяйственной продукции, потому что не имеют противодействия – нет кооперации, нет объединения производителей. Посредники за бесценок скупают продукцию у сельского населения, не имеющего доступа к рынкам, и дальше продают ее, получая прибыль. Но там, где люди объединились и создали кооперативы, посредники отступают.
В Згуровском районе на Киевщине был создан кооператив, который должен был заниматься вопросами реализации скота, выращенного в крестьянских хозяйствах. Он заключил договор с Переяслав-Хмельницким мясокомбинатом. Согласно графику, мясокомбинат присылал за скотом свой транспорт. Представитель кооператива как маркетолог вел учет и регулировал все потоки. И уже через три месяца ни одного посредника в селах района никто не видел. Сегодня таких примеров немало.
- То есть, интерес у крестьян к этому делу есть. Но не препятствует ли развитию сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов именно отсутствие государственной поддержки?
- Сложный вопрос. Я бы сказал, что его следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, создание сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов сдерживает недостаточная информированность сельского населения об их деятельности и преимуществах. Предыдущие десятилетия советской истории подорвали доверие людей к институту кооперации. К тому же, у несостоятельных крестьян отсутствует стартовый капитал для объединения.
С другой стороны, это отсутствие понимания на уровне государственных органов, в частности, районных, какой является экономическая природа кооперации. В Украине нет единого кооперативного координирующего центра. В разных регионах различные подходы. И это серьезная проблема.
В 2009 году в Украине была разработана, на мой взгляд, достаточно весомая государственная экономическая целевая программа поддержки развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на период до 2015 года с определенным финансированием в 6,7 млрд. гривен. В 2009 году было выделено 90 млн. для поддержки кооперативов, в первую очередь, на формирование их материально-технической базы.
К сожалению, в 2011 году программа была отменена и финансирование приостановлено.
В этом году в государственном бюджете выделено 5 млн. гривен на поддержку сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Предусмотрены и некоторые другие финансовые механизмы. Но вместе с тем существуют и серьезные финансовые препятствия, которые государство выдвигает обслуживающим кооперативам и которые фактически нивелируют ее помощь.
Так, в новом Налоговом кодексе заложена норма, если человек продает продукцию с поля нецивилизованными каналами за наличные – на рынке, то не платит налоги от реализации. Если же только люди объединились в сельскохозяйственный обслуживающий кооператив с целью цивилизованного сбыта продукции, то его члены должны выплачивать разного рода налоги в 35% от оборота. Ни в одной отрасли производства нет такого высокого налога.
Этими налогами государство загоняет в тень сбыт продукции. На дальнейших каналах ее сбыта не формируется налоговая база. Если бы мы согласовали эти вопросы, то ежегодно могли бы выводить из тени 10-15% этой продукции, и государство имело бы больше выгоды.
Проект «АгроИнвест» сотрудничает с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины в подготовке двух законопроектов, которые должны урегулировать вопросы налогообложения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Если их удастся отстоять, это будет наилучшая победа в Международный год кооперативов.
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Немає коментарів:
Дописати коментар