середа, 25 квітня 2012 р.

Мечта о свечном заводике по-американски

Кто забыл, неудачливый предприниматель отец Федор блистательно изображенный в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова, мечтал весь вырученный капитал вложить в свечной заводик. Эдакий прообраз «вечного двигателя», который будет вечно снабжать средствами своего владельца. За последние 20 лет, наверняка и некоторые наши сограждане задумывались о подобном. Только заведется лишняя тысчонка долларов, как начинается зуд инвестирования: одни покупают никчемную недвижимость, поднимая ставки этого рынка, другие в кредит покупают автомобили для такси.
В США уже с конца 70-х годов «пробуют» разнообразные приемы ведения бизнеса, чтобы
сделать устойчивый бизнес в меняющемся мире.
Для этого надо сократить зависимость бизнеса от исчерпаемых ресурсов, например энергоносителей или другого сырья. Кто более важен для выживания бизнеса, клиенты или поставщики?

Наука об управлении – менеджмент говорит, что обеспечить устойчивую фазу бизнеса могут целостные решения. Сегодня в Штатах мода на поиск таких решений. Одним из примеров, может служить перенос практически всех производств в Китай.

Проблемы здравоохранения касается в Америке всех и каждого, в эту огромную бизнес нишу «рванули» практически все. Но только те, кто пытается построить бизнес на гармонизации отношений, могут рассчитывать на прибыль. В то же время, пока рынок «тянет» на получение прибыли, клиенты хотят снижения цен.

Выход – внутреннее предпринимательство. Это выглядит следующим образом: в рамках многотысячных корпораций с громким именем инициативой 1-2 сотрудников рождается проект под идею. Может он окажется «мыльным пузырем», а может реализуется в супер прибыльное предприятие. Внутри большого предприятия трудно заниматься инновационной деятельностью, а в микрогруппах, которыми и являются проектные коллективы – это очень даже успешно. А что происходит с основным процессом, над которым работают «изобретатели»?

Штатовский подход и здесь несколько отличный от совкового. Такой изобретатель с рационализатором для отечественного руководителя среднего звена превращался в «головную боль». Здесь все проще: иди на верх, защищай свой проект, ищи финансирование, а не нашел понимания – трудись как все, а по вечерам(ночам) над своей темой.

Вот и происходит очень интересное явление, те, кто готов и способен на инновации «распирают» корпорации изнутри. Опытные менеджеры в современных компаниях, известных миру как устоявшиеся, такие например как IBM, Yahoo`разрешают своим подчиненным креативить. Специальные группы опытных администраторов и профильных специалистов оценивают предложения «фантазеров». Для того, чтобы реализовать большинство идей необходимы деньги с очень высоким риском не возврата. Когда доля риска близка к 100% сами корпорации не включаются в финансирование, но есть «волшебники» или как говорят в Америке «инвесторы-Ангелы», которые готовы поверить в идею и вложить в нее деньги. Эти люди называются венчурными капиталистами. Очень часто для первого этапа воплощения идеи необходимо немного денег для производства прототипа или окончания исследований. Венчурник дает эти средства, а потом (может и через 5-9 лет) продает фирму с реализованным изобретением самой же материнской (где трудился рационализатор) кампании. А уж она, без всякого риска, рынок «проглотил» идею, выходит на глобальный рынок. Америка знает примеры, когда грошовое изобретение моторчика для леденца «переродилось» в многомиллиардные продажи электрической зубной щетки.

Так что неким прообразом вечного бизнеса в стране победившего капитализма, является отбор и внедрение идей. А люди как известно фантазировать не перестают.

В.Хватченко.

Немає коментарів:

Дописати коментар