пʼятниця, 6 квітня 2012 р.

Малый бизнес присмерти, но учиться - значит иметь шанс

Выживет ли отечественное предпринимательство вопрос не только экономический, но в первую очередь, социально-политический. Частная инициатива по продуцированию прибыли, которая заняла 2 десятка лет наиболее пытливых, находчивых и образованных, стала чахнуть под напором глобального финансового кризиса. Денег в экономике становится все меньше, а значит их добыча – все ожесточеннее. Конкуренцию составляют и крупные бизнесы, и международный капитал, которые норовят увести, и людей, и заказы и рынки. И вот ровно год назад Международная Финансовая корпорация в партнерстве сo Щвейцарской конфедерацией запустили «Проект по преодолению последствий кризиса в корпоративном секторе». Агентство «ТЕТРА» принимало участие в проекте в Николаеве. Сегодня мы поинтересовались: есть ли результаты?
Когда человек на свой страх начинает бизнес деятельность у него никто не проверяет наличие диплома. Жизнь сама выставляет оценки. Иногда случаются драмы. Как правило дефицит тех
или иных навыков и знаний в малом бизнесе принято «затыкать» приглашением родственников, детей. Сложность современного этапа в одномоментной пропаже кредитных капиталов и наличных средств у покупателей. Отечественному малому бизнесу конечно же не хватает знаний в различных секторах бизнес-практик, чтобы успешно пройти этот кризисный период. Мало шансов без новых прорывных идей выбраться на путь устойчивого развития бизнеса, но их еще меньше если не осваивать классические практики, отработанные американскими и западноевропейскими коллегами. В конце концов, никто не отменял истину, что кризис – это шанс для тех, кто настойчив!
Прошел год. Времени было достаточно чтобы решиться изменить свой образ действий в бизнесе. Нельзя не заметить, что кто-то предпринял попытку. Это фиксирует и Агентство полезной информации «ТЕТРА», которое отмечает появление 1-2 новых клиентов на маркетинговый консалтинг, и один из слушателей программы П.Деменский, который решился на перемены в своей «дойной корове».

Вот именно, если все «похудевшие» отечественные компании смогут вовремя одуматься и сменить стратегию. То ли объединяясь с такими же пострадавшими, или вливаясь в более сильные и крупные, сотни и тысячи фирм могут продолжить бизнес-практику. А могут быть «пущены на ветер»… Совершенно очевидно, что для принятия управленческих решений сегодня предпринимателям недостает, не только знаний бизнес-практик, но и банальной, но объективной информации о состоянии рынка. И тут серьезное задание стоит перед бизнес-прессой и ТВ: освещать реальное положение субъектов хозяйствования. А как это делать, когда все факты о бизнесе в Украине принято размещать за деньги? А значит, объективностью тут и не пахнет.

В ходе действия антикризисной консультативной программы МФК стало очевидно, что в отечественном бизнес-поле еще очень множество незанятых ниш. В частности, не оказывается масса сервисных услуг для бизнесов, например информационного и аналитического характера. Очень скромно отечественные бизнес-практики используют рекламные услуги. Недостаточная структурированность украинского малого бизнеса и слабое адвокаси приводит к искусственной дискриминации малого бизнеса в сотрудничестве с крупным отечественным капиталом.

Слабая заинтересованность органов местного самоуправления в оздоровлении малого бизнеса, которая была продемонстрирована во время реализации программы по преодолению последствий кризиса, свидетельствует, к сожалению, о глубокой системной проблеме. За год предприниматели города так и не дождались анонсированных профильным замом мера, тренингов и семинаров. Все продолжают «барахтаться» самостоятельно.

Бизнес инициативных граждан давно стал демфером, сглаживающим социальную напряженность. Именно бизнес выплачивал зарплаты, когда их не получали бюджетники, ликвидировал дефицит продуктов питания, осваивал выпуск новейших образцов товаров и услуг. Именно малый бизнес помогал отечественным банкам выполнять различные кредитные портфели, «запускал» программы жилищного строительства и выступил первым инвестором, практически на каждой административной единице. Уплачивал, в конце концов, налоги, которых в бюджетах раньше не было. А в итоге, «благодарности» - никакой. Местами советы ведут себя по отношению к малому бизнесу, как к докучливым нахлебникам, которые не рабочие места создают, а занимаются бесполезной деятельностью. Сегодня уже есть целые районы в области, где за год прибавления предпринимательства не происходило. Только закрытие. Даже налоговая пошла на сокращение некоторых районных структур – нет субъектов налогообложения! А у нас в СМИ – победные рапорты, о каких-то свершениях и урожаях. В некоторых райцентрах коровы днем с огнем не найти, одни магазины и пивнухи…

Все это надо полагать навевает мысли многим отечественным предпринимателям, быть не только донорами бюджетов всех уровней и взяткодателями для чиновничества, но и хорошо и системно учиться бизнесу. Те органы местной власти, где к сотрудничеству с малым бизнесом подходят по-партнерски, имеют шансы получить солидную прибавку добавленной стоимости, которая будет генерироваться на территории. Конечно, если бизнес будет меняться, совершенствоваться, а не только копировать друг у друга приемы и темы.

В бизнесе сейчас выживут вооруженные знаниями, а не те кто просто «накачаны» деньгами. Период с деньгами мы уже проходили, теперь на повестке дня этап, когда свежие идеи должны «вырвать» из болота действительности самых волевых и предприимчивых.

С.Лиманов.

Немає коментарів:

Дописати коментар