четвер, 5 квітня 2012 р.

Глобальный сеньор

АУРЕЛИО ПЕЧЧЕИ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
В книжных магазинах появилась серия «100 человек, которые изменили ход истории». Она посвящена выдающимся личностям, перевернувшим мир, тем легендарным людям, которые оказали наибольшее влияние на политику, искусство, религию, промышленность и другие области современной цивилизации. Однако выбор наиболее выдающихся личностей из всех тех, кто жил и творил в различные эпохи развития человечества, всегда остается проблематичным, поскольку приходится иметь дело не с количественными показателями (оценка капитала, скажем, 100 наиболее богатых людей в мире), а с качественными факторами, свидетельствующими об интеллектуальном, социокультурном, нравственном, духовном влиянии на развитие человечества.
Мне представляется, что, по крайней мере, в рамках глобалистики личность владеющего несколькими языками талантливого организатора, видного общественного деятеля и первого президента Римского клуба Аурелио Печчеи (1908–1984) является той знаковой фигурой, которая, несомненно, не только внесла значительный вклад в развитие человечества второй половины ХХ столетия, но и наглядно продемонстрировала, какое влияние на мышление и деяния политиков, экономистов, финансистов, промышленников, экологов, ученых может оказать неординарный и целеустремленный человек.
Тот факт, что на жизнь постсоветского пространства идеи Печчеи и некоторые его ученики (Б.Гаврилишин) в Украине, оказали немаловажное значение, заставил нас подготовить эту публикацию. Кратко остановлюсь на биографических вехах жизни А. Печчеи, что, надеюсь, будет способствовать лучшему пониманию того вклада, который он внес в становление и развитие глобалистики.
А. Печчеи родился 4 июля 1908 г. в северной части Италии, в Турине. Либеральная обстановка в семье способствовала формированию его самостоятельного отношения к жизни. Усвоение уроков мудрости отца (быть человеком и жить свободным человеком) определило его последующее отношение к миру и стало основой веры в широкие возможности, мужество и стойкость человеческого существа. Это помогло ему выжить в период студенчества в фашисткой Италии и приобщиться к идеям французских мыслителей ХVIII в. во время обучения на протяжении нескольких месяцев в Сорбонне (Париж).

Закончив экономический факультет Туринского университета, А. Печчеи получил работу на фирме «Фиат», со временем добился назначения в Китай, где работал с 1933 по 1938 гг. Возвратившись в Европу, он примкнул к движению Сопротивления, в 1944 г. был арестован нацистами и провел одиннадцать месяцев в заключении. Благодаря счастливому стечению обстоятельств в начале 1945 г.
А. Печчеи вышел на свободу, получив неизгладимые из памяти уроки человеческого достоинства и мужества в условиях пыток и надругательства над личностью.

Последующая работа по восстановлению производственной деятельности компании «Фиат» в Италии, путешествия по Азии, Африке и Латинской Америке, жизнь и работа в течение ряда лет в Аргентине, где А. Печчеи основал штаб-квартиру «Фиат», руководство деятельностью консультативной фирмы «Италконсулт», действующей в более чем пятидесяти странах мира, работа на посту управляющего фирмы «Оливетти» – все это способствовало пониманию им того, что успехи в области промышленного управления в значительной степени зависят от развития и использования человеческих ресурсов.

Возвратившись в Европу и обосновавшись в Риме в 1957 г., А. Печчеи все чаще стал задумываться над тем, как искоренить несправедливость и пороки человеческого общества, с которыми ему пришлось сталкиваться во время предшествующей деятельности в различных странах мира. Придя к соглашению с руководителями компании «Фиат» о предоставлении ему свободного времени (при условии, что побочная деятельность не будет в ущерб работе в фирме), он приступил к общественной деятельности.

В начале 60-х гг. А. Печчеи откликнулся на приглашение двух американских сенаторов возглавить новую компанию «Адела» («Атлантическое развитие Латинской Америки»), ориентированную на мобилизацию доброй воли, научных достижений и финансов ряда континентов с целью развития частного сектора латинской экономики. Деловой прагматизм компании сочетался с сознанием международной и социальной ответственности, в результате чего была продемонстрирована возможность новых способов перестройки функций и деятельности частного предприятия в изменяющемся мире.

С 1967 года на протяжении шести лет А. Печчеи возглавлял Экономическую комиссию Атлантического института международных проблем в Париже, в рамках которой были созданы исследовательские группы, занимающиеся выработкой рекомендаций и оказанием помощи правительствам при принятии государственных решений. В этот период к нему пришло понимание того, что без совместных усилий ученых, предпринимателей и государственных деятелей невозможно реально оценить перспективы мирового развития и что для решения этой задачи необходимо использовать системный анализ.

Потребовалось несколько лет организационных и дипломатических усилий, включая организацию встречи бывшего советника президента США М. Банди
и заместителя председателя Государственного комитета по науке и технике
Дж. Гвишиани, прежде чем благодаря личным контактам А. Печчеи с видными государственными деятелями различных стран в конце 1972 г. был создан Международный институт прикладного системного анализа (ИИАСА).

В апреле 1968 г. по инициативе и по приглашению А. Печчеи в Риме в Национальной Академии деи Линчеи собралось около тридцати европейских ученых. Хотя между участниками обсуждения не было единодушия, тем не менее, собравшиеся после окончания совещания в доме А. Печчеи несколько энтузиастов сформировали комитет, послуживший толчком к образованию новой гражданской ассоциации.

Так был создан Римский клуб – неформальная, независимая, неправительственная организация, поставившая перед собой две цели: содействовать тому, чтобы люди смогли осознать те затруднения, перед которым стоит человечество, и использовать доступные знания для установления новых отношений и политических курсов, способствующих выходу из глобальной кризисной ситуации. Президентом Римского клуба был избран А. Печчеи.

В 1969 г. в американском издательстве «Макмиллан» была опубликована книга А. Печчеи «Перед бездной». В ней высказывались опасения по поводу того, что макропроблемы все в большей степени угрожают человечеству и, следовательно, для его выживания и сохранения планеты необходимо объединить усилия с целью исследования и совместного планирования будущего.

На основе этих идей в рамках Римского клуба был разработан «Проект затруднений человечества». После обсуждения разных возможностей по реализации данного проекта было признано, что наиболее перспективный план достижения соответствующих целей состоит в представлении и анализе мировой проблематики с помощью системного использования глобальных моделей. Тем самым было открыто новое направление в изучении и осмыслении будущего, получившее название глобального моделирования.

Как можно было достучаться до людей различных профессий и умонастроений в различных странах мира? Достучаться до тех, кто был усыплен или ослеплен упованием на научно-технический прогресс и экономический рост, которые воспринимались в качестве панацеи от всех кризисных процессов?

А. Печчеи исходил из того, что человечество состоит из взаимосвязанных
между собой элементов и в условиях глобализации наибольшее значение приобретают те, которые зависят от человека. Для того, чтобы осознать, какие стороны человеческого поведения ответственны за глобальный кризис и какие изменения следовало бы осуществить, необходимо лечение шоком. Такое лечение может быть осуществлено на основе количественных аргументов, которые воспринимаются людьми более доходчиво, чем рассуждения качественного характера. Поэтому была сделана ставка на математическую модель, основанную на методе системной динамики и имитирующую развитие мировой системы с помощью таких взаимосвязанных между собой переменных, как население, капиталовложения, использование невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продовольствия.

В 1972 г. мировой общественности был представлен первый доклад Римского клуба, который был опубликован в виде книги «Пределы роста». Возглавляемая
Д. Медоузом многонациональная группа молодых ученых продемонстрировала результаты глобального моделирования, которые сводились к тому, что при сохранении имевших место в то время тенденций к росту в условиях ограниченных ресурсов планеты в начале ХХI столетия неизбежны глобальный кризис и крах. Глобальную катастрофу можно предотвратить лишь в том случае, если будут приняты меры по ограничению и регулированию этого роста, постановке и реализации новых целей, направленных на сохранение планеты.

Изданная почти на тридцати языках общим тиражом около четырех миллионов экземпляров работа «Пределы роста» не только вызвала дискуссии среди ученых в различных странах мира, но и привлекла внимание широкой публики к тем затруднениям человечества, с которыми уже невозможно было не считаться.

Оценивая результаты моделирования мирового развития, А. Печчеи с удовлетворением отмечал, что, если для завоевания Трои ахейцам понадобилось десять лет, чтобы додуматься до уловки с деревянным конем, то Римский клуб сумел за более короткий срок найти своего «троянского коня» и одержать первую стратегическую победу в начавшейся исторической битве за сохранение жизни на Земле. Важно было также и то, что в результате шоковой терапии ранее существующий миф о росте начал постепенно развеиваться в умах многих представителей человеческого рода.

На протяжении последующих двенадцати лет А. Печчеи активно участвовал в организации и реализации дальнейших проектов Римского клуба, постоянно встречаясь с видными представителями бизнеса, политики, науки, культуры и генерируя плодотворные идеи, касающиеся возможности формирования новых стратегий и целей развития человечества. При его непосредственной поддержке в рамках Римского клуба было подготовлено и опубликовано тринадцать докладов, в которых не только исследовались наиболее важные аспекты регионального и глобального развития, но и предлагались соответствующие рекомендации, направленные на изменение общего положения человеческой системы.

В 1977 г. была опубликована книга А. Печчеи «Человеческие качества», которая продемонстрировала широту и глубину мышления человека, обеспокоенного за судьбу человечества. В то время как некоторые исследователи увлеклись математическим моделированием, стремясь подтвердить или опровергнуть выявленные Римским клубом внешние пределы материального роста, он со всей определенностью подчеркнул, что эти пределы проистекают из внутренних пределов, относящихся к человеческому развитию и связанных главным образом с культурой. А. Печчеи высказал твердое убеждение в том, что возможность недопущения глобальной катастрофы напрямую соотносится с использованием главного ресурса – человеческого потенциала.

Все усилия должны быть сконцентрированы, по мысли А. Печчеи, на развитии в человеке желания и способности управлять собой и своим миром так, чтобы его жизненные силы были направлены на решение гуманистических задач. Словом, ключ к спасению человечества заложен в самом человеке, в его собственной внутренней трансформации по осознанию той ответственности, которая возлагается на него в эпоху глобальных изменений в мире.

Не будучи гуманитарием или философом по образованию, А. Печчеи пришел к выводу о необходимости становления и развития того, что он назвал «новым гуманизмом». Этот «новый гуманизм» должен характеризоваться чувством глобальности, любовью к справедливости, нетерпимостью к насилию, мыслью о единстве мира и целостности человечества, необходимостью в культурном развитии человека и улучшении человеческих качеств всех жителей планеты, стремлением к самовыражению, раскрытию возможностей и способностей человеческой личности.

В других своих книгах, включая «Час истины» (1975), «Впереди пропасть» (1979), «Сто шагов в будущее. Размышления президента Римского клуба» (1981), А. Печчеи не только предупреждал о грозящей человечеству глобальной опасности, но и предлагал свое видение стратегий выхода из катастрофической ситуации. В частности, он писал о новой системе ценностей человека, ориентированной на то, чтобы не больше иметь, а быть человеком, ответственным не только за себя, но и за судьбу других людей и человечества в целом. Он также выражал надежду на то, что человеку хватит мудрости для того, чтобы руководствоваться в своей жизни идеями и ценностями «нового гуманизма».

Самым большим желанием А. Печчеи было внести, по его собственному выражению, посильный (в той мере, которая доступна одному человеку) вклад
«в возрождение человеческого духа, ибо без этого вся человеческая система окажется в плену таких понятий или крайних обстоятельств, которые неминуемо приведут ее к уничтожению».

До последних дней своей жизни в полную меру своих сил и возможностей
А. Печчеи стремился претворить свое желание в конкретные дела. Он умер 14 мар-та 1984 г., будучи убежденным в том, что самое главное – это человеческая личность. Собственной жизнью, профессиональной и общественной деятельностью он наглядно продемонстрировал, что это действительно так.

Влияние А. Печчеи на умы ряда бизнесменов, политических деятелей и ученых было столь значительным, что фактически предопределило дальнейшую направленность исследований и преобразований во многих странах мира. В частности, после его смерти был опубликован целый ряд докладов Римскому клубу и созданы новые национальные ассоциации содействия этому клубу, включая Российскую Ассоциацию. Выдвинутое при его жизни кредо «мыслить глобально, действовать локально» стало неотъемлемой частью мышления и действий тех, кто высказывал озабоченность по поводу будущего развития человечества и предлагал те или иные решения, способствующие недопущению глобальной катастрофы.

Мне не довелось быть близко знакомым с А. Печчеи. Тем не менее, исследование деятельности Римского клуба, осмысление содержащихся в его работах идей и личная встреча с ним оставили во мне неизгладимое впечатление об этом талантливом, ярком, неординарном человеке. До сих пор у меня хранится его книга «Сто шагов в будущее», которую он мне подарил с дарственной надписью за год до своей кончины.

Поскольку на протяжении многих лет я не только занимался исследованиями в области глобалистики, но и осуществлял профессиональную деятельность в сфере психоанализа, то, возможно, будет целесообразным высказать следующую мысль.

В начале ХХ в., оценивая свой вклад в развитие науки, основатель психоанализа З. Фрейд говорил о том, что человечеству было нанесено три сокрушительных удара. Первый, космологический, удар был нанесен Коперником, доказавшим, что Земля не является центром Вселенной. Второй, биологический, удар был нанесен Дарвиным, выдвинувшим гипотезу о том, что человек произошел от обезьяны. Третий, наиболее сокрушительный, психологический удар по нарциссизму человечества нанесен им, Фрейдом, показавшим, что человек, считающий себя сознательным существом, в действительности является бессознательно мыслящим и действующим, и, следовательно, его «Я» не является хозяином в собственном доме.

Используя данную аналогию, можно было бы сказать, что А. Печчеи нанес четвертый, не менее сокрушительный, глобальный удар по самодовольному, уповающему на материальный рост человечеству, представители которого руководствуются в своей, ориентированной на имение, а не бытие деятельности сиюминутными меркантильными соображениями, не соотнесенными с будущим планеты.

Полагаю, что профессиональная и общественная деятельность А. Печчеи, несомненно, заслуживает того, чтобы его имя было вписано в историю глобалистики, а возможно, и в историю человечества наряду с теми гигантами мысли, которых традиционно принято считать выдающимися личностями, оказавшими влияние на мир.
В. М. Лейбин 

Немає коментарів:

Дописати коментар