вівторок, 3 квітня 2012 р.

О судостроение – на чистоту. Предложение

Продолжение: Николаевское судостроение – марш на чистую воду

МЫСЛИ ВСЛУХ

Нынче в развитие судостроения положена модель: «Иван кивает на Петра, Петр кивает на Якова, а Яков кивает на всякого» с результатом «у семи нянек – дитя без глазу». Она хороша тем, что многое в ней само по себе делается, а чиновник якобы им управляет и заботу о нём проявляет.
Извечная мудрость «спасение утопающих – дело самих утопающих», применительно к николаевскому судостроению актуальна уже без малого четверть века. Надеялись судостроители на закон – но дальше иллюзий не пошло, рассчитывали судостроители на местную власть – да все в обещаниях зависло, полагались судостроители на голландцев, россиян и еще на многих других – но и тут без оказии случились. Похоже, что пришел срок вспомнить и положиться на мудрость, что уж века из бед выручает.
В этом случае хорошо бы определиться с желанием. С ним вроде бы и ясно, но сформулировать его вреда не будет. Считаю, что основное содержание желания таково: Николаевское судостроение должно стать конкурентоспособным.


Конкурентоспособность отрасли определяется на двух уровнях: низком и высоком.

Низкий уровень – это дешевая рабочая сила, дешевые материальные ресурсы, дешевые здания и оборудование, дешевые финансовые ресурсы, льготно низкие цены приобретения товара для перепродажи.
Николаевское судостроение конкурентные преимущества низкого уровня уже серьезно исчерпало.

Высокий уровень – это уникальная продукция, уникальные технологии, уникальные специалисты, уникальные связи, уникальные ресурсы, знаменитый брэнд.

В николаевском судостроении многое из высоких преимуществ сильно поизносилось. Некогда Николаев судостроительный был известен далеко, выпускники кораблестроительного были желанны на многих вервях, а два траулера каждый месяц в плавание – это из уникальных технологий. Сегодня все не так.

Однако в династиях корабелов есть еще «порох в пороховницах». И самое время его оттуда изъять и сделать все, чтобы он не отсырел, а по-прежнему был сухим и боеспособным.


Корабль – благородное сооружение.

Рождается в мозговом сражении.

Прежде чем строительство начинать,

«рифы» следует миновать.


Справка. Годовой оборот в мировом судостроении ~ $ 80 млрд., от которого Украине удается отщипнуть столь мало, что рынок этого не замечает. А Николаевщине от «миллиардного пирога» достается и того меньше – её судостроители в «долгах как в шелках».

2 марта 2012 газета «Вечерний Николаев» – «Открыто дело о банкротстве «ЧСЗ»

26 февраля 2012 «Преступности НЕТ» – «Завод им. 61 коммунара – должен почти 140 млн. копании Ласкаридиса».

19 октября 2011 «Преступности НЕТ» – «Николаевский хозсуд начал процедуру банкротства судостроительного завода «Океан».

Нельзя сказать, что правительство за всем этим безучастно наблюдает и не делает попыток улучшить положение. Изыскиваются средства для корветов, поддерживается казенное предприятие, действует программа возрождения: в отрасли установлены приоритеты и назначены исполнители. Предусмотрен вклад местных бюджетов.

З державної Програми розвитку внутрішнього виробництва

(ЗАТВЕРДЖЕНО постановою КМУ 12 вересня 2011 р. N 1130)
Розвиток пріоритетних галузей економіки сприяння розвиткові

- суднобудівної промисловості шляхом створення сприятливих умов для організації спільних виробництв на базі суднобудівних та судноремонтних заводів;

- впровадження системи державно-приватного партнерства (надання підтримки для підвищення технологічного рівня виробництва зазначених підприємств);

- стимулювання замовлення на будівництво нових і модернізацію наявних суден для рибопромислового флоту. - прогресивні зміни у галузевій структурі економіки;

- створення нових робочих місць;

- підвищення рівня зайнятості та доходів населення.

«Обсяги та джерела фінансування. Фінансування Програми здійснюється за рахунок коштів підприємств, пенсійних та інших фондів соціального страхування, кредитів, наданих банками та кредитними спілками, коштів населення, іноземних інвестицій, коштів Міжнародного валютного фонду та міжнародної технічної допомоги, а також коштів державного та місцевих бюджетів, які виділяються на умовах державно-приватного партнерства.

Обсяги фінансування Програми уточнюється щороку під час складання проектів державного та місцевих бюджетів на відповідний рік у межах видатків, передбачених головним розпорядником бюджетних коштів».

Отдача от судостроения – не близкое будущее, которое может, как наступить, так и нет. А деньги молодой стране нужно сегодня или, в крайнем случае, завтра. Такого развития событий судостроители обеспечить не могут. Потому с возрождением этой отрасли особой спешки государство не проявляет.
Мировое производство судов успешно обходится без украинских мощностей и изменений на этот счет пока не предвидится. Старое оборудование, отсталые технологии, невысокая квалификация кадров – далеко не полный перечень того, что отпугивает заказчиков на продукцию, которой надлежит покорять моря и океаны.

Чтобы начало возрождения стало залогом успехов, следует вокруг осмотреться и со многим определиться. Итак, в настоящем: 
  • флот компаний Украины удовлетворят насущные потребности в морских перевозках;
  • острая потребность в существенном расширении флота отсутствует; 
  • развитие судоходства дело перспективное, но в настоящем не очень актуальное;
  • спрос судоходных компаний на новую продукцию судостроения ограниченный и не ритмичный;
  • государственная программа в части судостроения не слишком динамична и бюджетное финансирование обильным не будет;
  • областная и городская власти весомого голоса в подъеме судостроения не имеют;
  • важная проблема николаевского судостроения – малая загрузка производственных мощностей;
  • состояние производственных мощностей не далеко от мощей;
  • хозяева у николаевских судостроителей разные, но всякий о своей выгоде больше всего думает;
  • проектно-конструкторские и технологические институты чаще себя в аренду сдают, чем создают; 
  • учебные заведения судостроительного профиля озабочены численностью наборов, а не уровнем выпускаемых;
  • выпускники-судостроители корабли все больше по картинкам себе представляют, нежели в жизнь от стапелей отправляют. 

В итоге сложилось, что взрослым судостроение не покорилось. Но жизнь продолжается, и многое можно изменить при желании искреннем. А вот кто такое желание должен не только высказать, а и исполнить – вопрос много лет открытый.

В близкие к нам времена мальчишками на энтузиазме были созданы «Антарктика» и «Икар» – многолетняя гордость корабельного края. В них студенты демонстрировали морям и океанам мысль творческую николаевскую и руки умелые.

Разве перевелись на Николаевщине пытливые, любознательные и трудолюбивые?



«Дядькам» проблемы судостроения не «по зубам» оказались,

хотя много раз за них они брались.

Потому их именами корабли не назовут,

следует ждать – когда «мальчишки» придут.

У николаевцев такое уже случалось,

многое юными создавалось.

Средь их творений «Антарктика» и «Икар»,

укрощавшие крутой морской нрав.

Были и другие свершения,

но сейчас не до перечисления.

«Мальчишки» – мужайте,

растите и возглавляйте.

Что «дядькам» не покорилось,

свершите, чтоб не случилось.

Надежда на «пацанов» пытливых,

смелых и прозорливых.

И ныне в крае живут головы светлые с руками умелыми, но на созидание их не наставляют.

Есть при Николаевской областной государственной администрации Комитет по экономическим реформам. В планах его работы за 2011 и начало 2012 вопросы развития судостроения не значатся. Чиновники все больше отчитывались тем, что в громадах без них делалось. Рассказывали о пользе, но нередко задним числом. Возможно, руководит чиновником правило: «инициатива наказуема».

А где же выход из тупика судостроительного?

Он не далеко – он рядом. Когда преимущества низкого уровня обескровлены, время к высоким достоинствам обратиться.

Нынче в Николаеве уникальные специалисты и технологии не плодятся, а брэнд и ресурсы состарились. Потому действующими преимуществами высокого уровня способны стать уникальная продукция и связи.

На роль уникальной продукции лучше всего подходят решения интеллектуальные. Их следует достойно оформлять, «денежкам» на смотрины преподносить и на сделку торговую нацеливать. А существующие связи вполне могут в том помочь.

Так судостроение николаевское быстрее всего возродится, и чиновник перестанет сердиться-браниться. «Дела у чиновников правые – налог собирать и суд творить, а в лихолетье народ кормить» (П. Монтэ, «ЕГИПЕТ РАМСЕСОВ»).



В.А. Никитин, эксперт Всеукраинской экспертной сети

2 апреля 2012 года.




P.S. «О судостроение – на чистоту» – образ предложения: «Николаевское судостроение – марш на чистую воду».




Немає коментарів: