понеділок, 26 березня 2012 р.

Пан Директор театра

Минувший год, аккурат с прошлогоднего Международного дня театра, старался не пропускать ни одной премьеры в Николаевском академическом театре драмы и музыкальной комедии. Друзья стали уже шутить, мол Берсоновская труппа тебя приворожила. За год было разное: горе и боль, радость и разочарование, но могу сказать однозначно, театральные вечера помогли прожить этот год эмоционально богаче и духовней. Несколько раз мы встречались с Николаем Семеновичем Берсоном на репортажных интервью, пресс-конференциях. Говорили о премьерах и планах, достижениях и разочарованиях. Впервые удалось поговорить о смыслах.
Зачем театр человеку современному?

Как рождается актер популярный?

Есть ли прок от фаворитизма и психологии?

Что дает силы снова и снова обращаться к зрителю со сцены?

Последний звонок. Замкнулись двери зрительного зала. Полилась музыка оркестра. Дают «Наталку-Полтавку» по мотивам пьесы В.Котляревского. Спектакль, кстати, архаикой и не пахнет, многие лишь под воздействием этой пьесы обратили внимание на украинскую драму. Мы беседуем в кабинете директора театра, куда чуть слышно выведена «подслушка» из зала. И хотя представление идет не первый десяток раз, опытный руководитель не ослабляет своего внимания к действу на сцене в воскресенье на 25-м году своего директорства.

- У нас нет праздников! Актеры работают и на Пасху, и на 8-е марта. Вот мы и решили отметить День театра и отдохнуть. Каждый сезон стараемся проводить этот день по-разному. В нынешнем сезоне мы решили сходить в еще не открывшийся новый краеведческий музей «Старофлотские казармы». Наша труппа будет среди первых посетителей музея, еще до официального открытия. Вообще стараюсь воспитывать и просвещать не только зрителя, но и весь коллектив.

Николай Берсон просто снял у меня с языка вопрос о том, что помогает его труппе иметь высочайший игровой тонус и эмоциональную энергетику.

-Во-первых, мы имеем рабочий девиз для каждого сезона, например в нынешнем работаем над тем, чтобы актер на сцене был на ступеньку выше чем в жизни. Весь коллектив театра не просто работает над своими профессиональными навыками и физической подготовкой, но и психоэмоциональными приемами концентрации, чтобы дарить зрителю яркие эмоции. В свой профессиональный праздник мы вручаем именные (мэтров театра прошлого) премии лучшим по профессии.

- Во-вторых, я не стесняюсь говорить, что каждый день пытаюсь завоевывать доверие у актеров. Мы не просто проводим время вместе, мы говорим и слушаем друг-друга. Я воспитываю у всех внимание к деталям, театральному антуражу. Постоянно обращаю внимание на культуру поведения, сценическую и внутреннюю человеческую культуру, которая позволяет актерам быть органичными на сцене в разных ролях от герцога до пастуха.


Да, у меня есть фавориты! 

Отработанные приемы менеджмента, науки об управлении и глубоко развитая интуиция позволяет директору украинского театра не только практически безошибочно выявлять таланты, но и выдвигать в лидеры наиболее достойных.

- Для меня большой труд, и большая радость, когда тот или иной актер или актриса выходит на уровень стабильно высокого мастерства. Но я знаю, что за этим стоит: месяцы и годы вокальных занятий и хореографических тренингов. Актеры музыкально-драматического театра должны уметь петь, танцевать, играть и читать реплики. Найти готовых исполнителей, особенно для провинциального театра – сложно. Поэтому я вынужден прибегать к такому приему, когда «беру в фавориты» молодого специалиста и «довожу» до нужной стадии профессионализма. Это не легко. Бороться приходится с человеческой ленью, некоторыми привычками, мнением завистников, ошибками педагогов.

Николай Семенович давно преподает в Университете культуры, но настоящую школу проходят те, кто работает с ним в этом храме Мельпомены. Здесь он как средневековый Мастер делится с учениками, подмастерьями ежедневным опытом и поступками. И хотя он явный диктатор, но чувство такта и природная воспитанность не дает никому шансов слепить о нем слух, как о Карабасе.

Много повидав на своем пути и поработав, в том числе с уникальными людьми - хозяйственником, Героем Соцтруда, председателем колхоза Н.Рябошапкой и народным артистом СССР Борщевым, Н.Берсон довел до ювелирного исполнения свои приемы управления.

Конечно, среди них манипуляции занимают приличную долю, но кто сказал, что менеджмент звезд, а в театре самая молодая хористка или балерина числит себя таковой, может обойтись без них. Но в основе - лежит воспитание. Ну а это значит, что время от времени актеры «вылетает из гнезда» - в столичные театры или уезжают за рубеж. Частичка сердца педагога всегда «отрывается» с уходом учеников. Но и это нужно спокойно пережить, по дороге к результату. А результаты у Николаевского академического украинского театра каждый сезон идут по возрастающей. Вот например, в начале нынешнего года, загрузка многих исполнителей и музыкантов превышает норму.

Сегодня поступили в продажу билеты последних 2-х месяцев сезона.

Совсем скоро их раскупят и кассе придется «отбиваться» от наседающих поклонников.

- Этому театру никогда ничего не давалось по мановению волшебной палочки. Это испокон веков театр «пахарей». Сегодняшняя молодежь и не знает к счастью, как работать в театре без своего дома. Жить в дороге и чужих холодных клубах, актерам старших поколений к этому было не привыкать. Тем ценней в сегодняшней молодежи чувство здоровых амбиций, когда хотят сыграть больше, дольше, чаще. Их уже не отправит в магазин к обеду старший товарищ. Собственное достоинство и работоспособность вызывают уважение и заставляют быть демократичней.

Нынешняя труппа – это люди от 19 до 72 лет, поэтому и приемы работы должны быть разными, и знания, и психология. А еще ведь есть внешняя среда, которая не менее агрессивна, и уж точно более бесцеремонна.

То, что сегодня украинский театр прочно связывают с именем Берсона, совершенная правда. Но Берсон не только занимает должность директора, он сердце и мозг этого сложного социально-психологического явления, каковым является современный театр. Он автор современного украинского театра в Николаеве. За четверть века многое поменялось в нашей жизни. Много сменилось, в том числе управленцев в культурной отрасли области. Неизменным остается движение театра под «водительством Берсона» к популярности у зрителя. Ему мешали обстоятельства, безденежье и бескультурье, отрицание устоев и падение морали, телевидение и кино.

Но храм Мельпомены, где служат лицедеи и дарят свои эмоции залу, остается в буквальном смысле – храмом, в который идут люди, которые верят. Красота спасет мир!

В.Головченко.


3 коментарі:

  1. Глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Фирташ инициирует отмену налога на добавленную стоимость для театров. Об этом Дмитрий Фирташ заявил 27 марта, во Всемирный день театров, во Львове во время встречи с руководством Львовской области и руководителями и собственниками предприятий региона.
    «Моя позиция как Главы Федерации работодателей Украины, что НДС для театров необходимо отменить. Театр обогащает нацию культурно, воспитывает и формирует ее», – сказал Дмитрий Фирташ. По его словам, в прошлом году государство получило поступления НДС от театральной деятельности всего 39 млн. гривен. «Это всего две сотых процента всех поступлений от НДС. Для государства это мизерная цифра, а для театров – значительные средства для развития», – сказал Глава украинских работодателей.
    Дмитрий Фирташ также призвал бизнесменов взять на себя ответственность за развитие важных для общества институтов – учебных заведений, театров, культурных центров.
    Для справки. В Украине половина из 140 театров являются убыточными. От уплаты НДС театры освобождены в России, Казахстане, Беларуси.

    ВідповістиВидалити
  2. Берсон победил бы на конкурсе двойников Джона Уотерса :).

    ВідповістиВидалити
  3. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ3 квітня 2012 р. о 21:00

    Помните что говорил о будущем театра один из героев (телеоператор с Останкино) шедевра мировой кинематографии - фильма "Москва слезам не верит"? Что скоро, мол, театра не будет, ничего не будет, а будет одно сплошное телевидение! Слава Богу, что телеоператор ошибся в сроках, ибо "скоро" этого не произошло и, думаю, не произойдёт. В тоже время что-то рано или произойдёт. К сожалению, этот пресловутый "прогресс" неумолимо приближает изменения во всех сферах жизни. Например, какие-то суперреалистичные голограммы запросто смогут заменить театральные постановки. И будем мы уже на 100% потребителями эрзац-культуры будущего, а высокое исскуство станет объектом заботы архивариусов... Но, как говорится, давайте пока не будем о грустном. Перед личностью Берсона просто снимаю шляпу в глубочайшем уважении! Давненько, к сожалению, (по объективной причине) не хаживал я с семьёй в его замечательный театр, давно не чувствовал его приветственного рукопожатия и не видел такой тёплой, доброжелательной и располагающей улыбки... Согласен с автором материала, что побывав в Николаевском академическом театре драмы и музыкальной комедии мы становимся духовнее. Там люди просто подпитываются энергией Добра и Света! Спасибо этому театру и прекрасным людям, которые, работая в нём, дарят нам столько радости и жизненных сил!

    ВідповістиВидалити