Правительственное намерение провести масштабную налоговую реформу, главная цель которой заключается в существенном уменьшении налогового давления на бизнес, пока дает противоположный результат. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного банка, по количеству налогов Украина занимает первое место в мире. Сегодня в целом мы их платим аж 135. Для сравнения – в Сингапуре установлено 5 налогов, в Грузии, Швеции и Норвегии – 4, а в Гонконге – только 3.
Нынешняя налоговая ситуация, признают специалисты Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, существенно сужает возможности отечественного предпринимательства. По уровню развития малого и среднего бизнеса среди 179 стран мира мы занимаем лишь 152 место – между Либерией и Боливией. Даже Гондурас, с которым в последнее время сравнивали нашу страну, по этому показателю сегодня находится на 128 ступеньке.
О препятствиях на пути формирования среднего класса в Украине и ситуации, сложившейся в налоговой сфере, и проблемах, которые она порождает в национальной экономике и социальной политике, говорим с профессиональным юристом, Председателем Совета старейшин Международной общественной организации «Мы украинцы», Президентом Украинского частного благотворительного фонда «Агроэкопомощь» Степаном ДЬЯЧЕНКО.
- Степан Архипович, мировая практика показывает, что страны с развитой экономикой при ограниченных финансовых ресурсах обычно делают налоговые уступки малому и среднему бизнесу. Потому что сегодня в большинстве стран мира он стал приоритетным – формирует средний класс, обеспечивает бюджетную наполняемость, гарантирует экономическую и политическую стабильность. Но украинское правительство действует с точностью до наоборот – в последнее время оно увеличило налоговую нагрузку на частных предпринимателей в разы. Почему так происходит?
- Это очень пагубная и недальнозоркая политика. Малый и средний бизнес сегодня в ведущих странах мира является основой экономики. И там делают все, чтобы его поддерживать: создают благоприятные условия для становления, развития, инвестиционной деятельности. У нас же действительно все делается с точностью до наоборот. Разве можно 200 украинских семей, которые присвоили 60% национального богатства Украины, назвать средним классом? А еще учтите, что лоббистами интересов этих семей выступает много политиков и депутатов Верховной Рады.
Частным предпринимателям в Украине при таких условиях места просто не находится. Поэтому не удивительно, что на государственном уровне у нас появляются абсурдные решения относительно увеличения налогов на деятельность малого и среднего бизнеса, которые в зародыше душат любые инициативы, связывают руки предпринимателям чрезмерной зарегулированностью, отсутствием нормальной кредитной политики. Я уже не говорю о немотивированных многочисленных проверках, во время которых чиновники стараются получить взятку.
Сегодняшняя экономическая система Украины является одной из наиболее ярких пародий 21 века на мировую экономическую практику. Что мы сейчас наблюдаем? Бездарная социально-экономическая политика привела к тому, что на фоне массового обнищания населения неограниченно обогащаются олигархи и коррумпированные государственные чиновники. Понятное дело, что при таких условиях Украина не имеет никаких перспектив. Нашей общей целью должна стать защита людей наемного труда и предпринимателей малого и среднего звена, преодоление бедности, в том числе за счет социальной ответственности богатых слоев общества.
Обратимся к статистике. В руках олигархов находится около 75% украинских активов, но поступления в государственный бюджет от них в прошлом году составили лишь 30%. Именно средний и малый бизнес создает рабочие места. К слову сказать – власть заявляет, что создала около 5 миллионов рабочих мест, но до сих пор за границей работает 7 миллионов наших соотечественников. И так получается, что заграничные олигархи предоставили больше рабочих мест украинцам, чем наши. И это притом, что они имеют в своем распоряжении всю страну.
- Однако некоторые специалисты доказывают, что устойчивое развитие национальной экономики обеспечивают крупные предприятия. Кстати, Президент также в начале своей каденции ориентировал правительство на возрождение промышленных гигантов в Украине.
- Эпоха промышленных монстров отошла в прошлое. Если мы хотим создать сильное экономическое государство, то должны сегодня вести речь не о реанимации отживших промышленных объектов, а о создании гибкой экономической модели, где приоритетную роль отвести именно среднему классу, который должен стать основным двигателем развития украинской экономики. В развитых странах под это понятие подпадает около 50-70% взрослого населения. Они являются доминирующей частью общества, которая производит львиную долю ВВП – до 65-70% (у нас для сравнения – 10-12% - один из самых низких показателей даже в СНГ). Как правило, там этот общественный слой составляют высокопрофессиональные работники. Поэтому они интересны и бизнесу, и стране. И защита интересов среднего класса – ключ к успеху и процветанию государства.
В Украине к нему могут отнести себя около 15% граждан. И то относительно, поскольку в западных обществах есть прямая зависимость между взносом человека (профессионализм, образование) и наградой за труд (доход, престиж, власть). У нас такая взаимосвязь отсутствует. Те профессиональные группы, которые на Западе массово входят в средний класс (учителя, медики, ученые), в нашей стране имеют немотивированно низкий доход. Те же украинцы, которые считают себя середняками, часто не имеют достаточного уровня образования и профессионализма. А с политической точки зрения можно смело говорить об отсутствии у нас среднего класса, поскольку во власти он фактически не представлен. А именно он во власти играет исключительную роль в формировании свободного, рыночного, правового общества. Без наличия среднего класса государственное устройство может быть лишь тоталитарным или кланово-олигархичным. Украина, выйдя из тоталитаризма и потеряв стабильность, перешла в эпоху кланового феодализма, где общество делится на две части: олигархи (4%) и бедняки (80%). А средний класс балансирует на стадии зарождения.
- Одно из недавних заявлений Премьер-министра Николая Азарова касалось возможного повышения налогов и ограничения бюджетных расходов, в том числе – и на социальную сферу. Как вы оцениваете такие правительственные намерения?
- Власть в Украине сегодня занимается лишь ограничением и контролем вместо того, чтобы предлагать возможности и ресурсы. Приведу интересные цифры – в европейских странах 30-40% предпринимателей – молодые люди 25-35 лет. То есть, каждый третий бизнесмен – вчерашний выпускник вуза. И сфера их деятельности достаточно широка – от промышленности до аграрного сектора. Там не ограничивают и не душат, а думают, как предоставить возможности для нормального старта, чтобы интеллект и талант послужили для улучшения условий жизни в стране. Там доверяют и поддерживают. А попробуйте в Украине молодому человеку или молодой семье, какими бы они ни были предприимчивыми, завести бизнес. Мало того, что нет условий для его кредитования, так еще 135 действующих налогов, способных отпугнуть кого угодно.
Только вдумайтесь – по количеству уплачиваемых налогов, по информации Всемирного банка, Украина в 2011 году установила мировой рекорд и уверенно удерживает лидерство. Скажем, в Гонконге всего 3 налога, в Грузии, Норвегии и Швеции – 4, во Франции – 7. Неужели там власть более глупая? Но даже если и удастся молодому бизнесмену прорваться на рынок, где гарантия, что у него завтра не отберут или не прикроют бизнес, прислав контролирующие органы.
Уровень государств определяют, в частности, и по обеспечению социальной сферы. А мы бесконечно урезаем финансирование на нее и хотим, чтобы с нами считались в мире как с самодостаточным государством. Но не получается из этого ничего хорошего. Скажем, значительно увеличили единый социальный взнос для предпринимателей, убеждая, что это пойдет на улучшение социальной сферы, но пенсии у пенсионеров так и не выросли. А почему не начать с тех же олигархов и не урезать их сверхприбыли? Кроме того, огромнейшие ресурсы общество тратит на поддержку крупных промышленных предприятий, фактически – их собственников, которые входят в число тех 4% обеспеченных лиц. Безжалостно кромсаем отечественного производителя, социальную сферу и спонсируем тех, кто не знает, сколько еще вилл для собственного удовольствия построить или купить на Багамах, Канарах.
- Но необходимость внести коррективы в налоговую и социальную политику Николай Азаров объясняет требованием времени. Мол, в посткризисный период иначе действовать нельзя. Даже такие страны, как Великобритания, Италия, Испания, Греция, Португалия, Ирландия вынуждены идти на жесткую экономию. Неужели только повышенные налоги способны спасти национальную экономику?
- Повышением налогов еще не удалось спасти ни одну экономику. Если человек голоден, нужно создавать условия, чтобы он достал себе продукты и насытился. Так и с экономикой. Сначала нужно внедрить эффективную модель развития, которой у нас до сих пор нет, и обеспечить ее реализацию.
Согласитесь, разве это экономическая модель, когда в Украине до сих пор преобладают командно-административные рычаги управления и ставка делается на возрождение промышленных гигантов, которые отжили свой век. Повторюсь, ставку нужно сделать, как и во всех ведущих странах мира, на развитие среднего класса. Следует разработать гарантированные государственные программы инвестирования малого и среднего бизнеса. При этом необходимо создать условия для легального накопления частного капитала для открытия своего дела, снизить до приемлемого уровня кредитные ставки, устранить административные и экономические препятствия на пути развития бизнеса. Необходимо привлечь к инновациям предпринимательский талант и высококвалифицированную рабочую силу, которая обеспечит выпуск продукции самого высокого качества. И довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП уже в ближайшие годы до 50-60%.
Люди нынешней властной формации, которые большую часть своей жизни проработали в командно-административной системе, морально еще не готовы выпустить из-под контроля средний класс. Потому что с его выходом на свободу роль чиновника нивелируется. А огромнейшей чиновницкой армии в Украине не хочется рубить сук, на котором она сидит. Тем более, который поддерживает ею же созданную систему коррупции и взяточничества.
- Считается, что есть два подхода к оздоровлению экономики – фискальный и инвестиционный. Какой из них более приемлем для Украины при нынешних условиях?
- Я бы сказал так – конструктивный. Нельзя обойтись без фискального. Представьте, что случится с инвестициями при нынешних условиях господства олигархических кланов и коррумпированных государственных чиновников. Они в который раз осядут в карманах упоминаемых мною 200 семей. А когда будет действовать нормальная фискальная политика, когда заработает система ответственности перед законом каждого лица, независимо от его достатка, тогда можно говорить об инвестиционных шагах. Потому что без инвестиций разваленную экономику поднять очень сложно.
- Недавно в Верховную Раду был внесен законопроект, предусматривающий повышенное налогообложение бездетных семей. Оправдан ли такой подход наполнения бюджета, если парламент до сих пор не отважился на налогообложение роскоши? Тот же налог на недвижимость не принимается уже много лет. И это в стране, в которой длительное время наблюдается глубокий социальный контраст и достаточно острой остается демографическая ситуация.
- Когда-то еще Уинстон Черчилль пошутил: если политики не знают, как поднять экономику, они вводят налоги на бездетность. В этом – весь ответ. Стимулами к рождению ребенка для каждой семьи должны быть уверенность в будущем, социальные гарантии, стабильность в государстве. А, внедрив такой закон, сделаем страшную вещь. Мы рискуем увеличить количество изуродованных маленьких жизней, принуждая родителей налоговым грузом, независимо от желания и возможностей, создавать себе такие маленькие «субсидии».
- Считается, что любую реформу следует начинать с себя. Как вы полагаете, отважатся ли налоговики наконец переформатировать свою работу с учетом экономических потребностей сегодняшнего дня?
- Я бы вообще поставил вопрос ребром - расформировать налоговую службу как такую, которая не оправдала себя в украинской действительности, и создать вместо нее обычную контролирующую структуру. Существующая система не справляется с обязанностями, которые на нее возложены обществом. Она толкает предпринимателей к финансовым злоупотреблениям, а иначе при нынешнем налоговом прессинге им не выжить. При таких условиях нельзя надеяться на формирование в Украине среднего класса.
Роман НЕЧИПОРУК,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Немає коментарів:
Дописати коментар