«Теперь государство на законном основании будет финансово помогать развитию отечественного агрострахования»
Девятого февраля Верховная Рада во второй раз утвердила закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». По существу, он определяет направление развития отечественного агрострахования на длительный срок. Подробно о законе и его особенностях говорим с одним из его разработчиков, Председателем комитета по вопросам страхования аграрных рисков Лиги страховых организаций Украины, членом Совета Украинской аграрной конфедерации, Председателем правления частного акционерного общества «Украинская аграрно-страховая компания» Василием НАЗАРЕНКО.
- Страховщики и аграрии считают, что необходимость в законе «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» назрела уже давно. Мол, его
задача заключается в глубокой модернизации отечественного агрострахования, в том, чтобы сделать его доступным для сельхозпроизводителей и таким образом – массовым. Задание непростое и справится ли с ним закон?
- В конце прошлого года Верховная Рада утвердила закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». После длительной борьбы различных взглядов на агрострахование в Украине этот закон стал наиболее компромиссным и демократичным. Показательно, что государство отказалось от единоличного решения вопросов агрострахования через различные созданные им структуры и, учитывая лучший мировой опыт, сделало ставку на партнерство с участниками рынка.
Однако, учитывая требования политического курса Президента Украины на дерегуляцию экономики, к тексту закона были сделаны определенные замечания. Одновременно было предложено его доработать. Девятого февраля закон принят Верховной Радой с учетом поправок главы государства. Они еще больше подчеркнули требования к демократичности и открытости в сотрудничестве сторон правоотношений по страхованию в аграрном секторе.
Таким образом, принятый закон учитывает интересы всех участников рынка агрострахования. Он четко определяет роль государства в поддержке агрострахования, что, конечно, сделает его доступным для аграриев, понятным и ответственным для страховщиков и таким образом – массовым.
- К сильным сторонам закона можно отнести попытку возобновить механизм государственной поддержки при осуществлении агрострахования. Но почему разработчики и законодатели отдали преимущество процедуре субсидирования страховых платежей, которая использовалась в прежние годы и уже доказала свою слабую эффективность? Были ожидания, что предпочтение будет отдано более прогрессивной схеме, по которой аграрии во время страхования будут платить лишь часть страховой премии, а остальные деньги страховым компаниям будет доплачивать государство.
- Мы не можем говорить, что предыдущая система государственной поддержки была малоэффективной. Причина неудачной попытки введения субсидированного агрострахования заключается в другом.
Первая попытка введения субсидированного агрострахования оказалась несовершенной из-за отсутствия системного подхода, нечестности отдельных страховщиков и страхователей. Не секрет, что на агростраховом рынке Украины накопилось немало проблем, дискредитирующих саму идею страхования. Ряд страховых компаний, в первую очередь, сотрудничающих с банками по страхованию залога, занялись псевдострахованием. У них можно застраховать посевы по тарифам от 0,5 до 2,0 процентов, и много сельхозпроизводителей попадают в эти сети, не понимая, что реальное страхование по такой цене не бывает. Тут нужно честно говорить, что никаких выплат никогда по таким страховкам не будет, а если кому-то и посчастливится получить выплату благодаря особым отношениям, то эта выплата, соответственно, ухудшит состояние страховой компании или приведет к ее банкротству. Такое страхование - это хорошо известная пирамида, где выигрывают только ее хозяева. Именно такое страхование породило неверие среди селян. При этом государство не имело никакого влияния на такую ситуацию.
Международный опыт показывает, что в большинстве стран субсидирование происходит через страховые компании, однако ряд стран оказывают помощь именно аграриям. Но не этот вопрос является самым важным. Главное – нужна четкая система, которая исключит риск мошенничества с деньгами государственной субсидии и избирательный подход к субсидированию отдельных сельхозпроизводителей благодаря особым отношениям.
- Впервые на законодательном уровне закреплены такие понятия, как «стандартный (типовой) страховой продукт» и «стандартные (типовые) договора страхования». Еще недавно они существовали неформально. Почему разработчики закона обратили на них внимание? Так они пытались существенно повысить качество отечественного агрострахования и доверие к нему со стороны аграриев?
- Очень уместный вопрос. Если вы обратили внимание, через весь текст закона красной нитью проходит желание законодателя создать «стандартные», одинаковые условия страхования и отношений с государством для каждого агрария, без исключений, ограничений и особых подходов. В такой ситуации сельхозпроизводителю нужно будет платить только за страхование. При этом всем придется платить одинаковую цену и по одинаковым условиям. Остальной процесс будет проходить автоматически и по предварительно определенной «стандартной» процедуре.
Таким образом, по замыслу создателей закона стандартные процедуры поставят все стороны правоотношений в одинаковые условия, и будут предотвращать появление оснований для особых и коррупционных отношений.
- Еще один весомый момент – закон признает необходимость создания Агрострахового Пула. Почему на государственном уровне ему придается такое большое значение, и отважатся ли, наконец, страховщики на такое объединение? Ведь в прежние годы все попытки сплотить их таким образом оказались напрасными.
- Действительно, в законе отведено важное, я бы сказал, ключевое место добровольному объединению страховщиков – Агростраховому Пулу.
Как я уже отмечал, закон создает систему агрострахования. Для того, чтобы такая система согласованно работала, в ней должен царить порядок, высокая ответственность и управляемость, должна существовать система гарантий для аграриев и государства. Именно эти функции и будут переданы Пулу как объединению ответственных и опытных, финансово состоятельных страховых компаний. В этот Пул никого не будут загонять силком. Нужно будет заслужить честь, чтобы попасть в него, и планка отбора будет высокой.
Как Председатель комитета по агрострахованию Лиги страховых организаций Украины я уже начал изучать ситуацию на страховом рынке Украины. И должен сказать, что желающих работать в рамках Агрострахового Пула в условиях открытого партнерства и высоко ответственного подхода к исполнению своих обязательств в Украине немало.
- Оппоненты упрекают разработчиков закона, что он сориентирован на крупные хозяйства и не замечает мелких сельхозпроизводителей, в частности – фермеров. И в этом, мол, заключается слабость документа. Что вы думаете по этому поводу?
- Во время разработки закона я десятки раз перечитывал его текст, но не встретил ни одного ограничения для аграриев. Даже намека на это. Участие в системе субсидированного страхования сельскохозяйственной продукции сможет принять каждый сельхозпроизводитель, независимо от его статуса – или это крупный агрохолдинг, или мелкий фермер. И принять сможет, учтите это, на равных условиях. Более того, вы, наверное, заметили, что закон вводит как обязательное условие – страхование сельскохозяйственной продукции при любых формах государственной поддержки производителя. А, как известно, именно мелкие фермеры чаще всего получают государственную поддержку в различных формах.
- До сих пор агрострахование официально не признается отдельным видом деятельности, поскольку не лицензируется. В результате, в Украине не хватает специалистов, способных оказывать услуги по агрострахованию на высоком уровне, мало качественных страховых продуктов. Лишь с недавних пор начали говорить об усилении роли аварийных комиссаров, других специалистов. А ваш закон уже предусмотрел норму о квалификации страховщика как юридического лица, получившего соответствующую лицензию. Вы понимаете, что несоответствие между желаемым и действительным может поставить под угрозу выполнение закона?
- Признание агрострахования отдельным видом деятельности является достаточно важным, ведь сегодня нам не хватает не только специалистов. Мы даже не владеем достоверной статистикой, без которой в агростраховании все двигаются вслепую.
В законе мы прописали норму о лицензировании страховщиков по отдельному виду – страхование сельскохозяйственной продукции, хотя и понимаем, что реорганизацией сферы управления рынком финансовых услуг в Украине мы можем задержать реализацию положений закона. Однако надеемся, что все ведомства поймут важность скорейшего внедрения положений закона.
Роман НЕЧИПОРУК,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
Комментарий специалиста
Сергей ХОРУЖИЙ, консультант по макроэкономическим вопросам Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине»:
- Наконец Верховная Рада с учетом замечаний Президента Украины приняла закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». На мой взгляд, этот закон является оптимальным компромиссом различных взглядов на систему агрострахования, который внедряет модель партнерства между двумя секторами – частным и государственным. Разработчикам закона удалось рационально адаптировать лучший мировой опыт к существующим украинским реалиям. Нормы закона основываются на использовании возможностей частного сектора и сформированной страховщиками инфраструктуры при активном контроле государством и финансовой поддержке аграриев. Предложенная законом система агрострахования направлена на формирование взаимного доверия между страховщиками, производителями сельскохозяйственной продукции и государством во имя обеспечения оптимального решения государственных задач относительно поддержки производителя сельскохозяйственной продукции в условиях ограниченности бюджетных средств.
Вполне понятно, что принятие закона – это лишь первый шаг в формировании системы агрострахования в Украине. Закон требует принятия ряда регламентирующих документов. Эта работа предполагает внедрение Кабинетом Министров, Министерством аграрной политики и продовольствия, Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, и участниками рынка агрострахования важных нормативно-правовых актов и соответствующих страховых продуктов, которые должны учитывать наилучший опыт других стран. От эффективности взаимодействия государственных органов и участников рынка будет зависеть, насколько быстро и рационально будут внедрены нормы, предусмотренные законом.
Надеюсь, что опыт других стран, который исследуется Проектом IFC «Развитие агрострахования в Украине», поможет в создании стандартных страховых продуктов и в подготовке отечественных специалистов, призванных внедрить законодательные новшества, а также поможет Украине рационально и эффективно использовать существующие ресурсы для обеспечения продовольственной безопасности государства.
Немає коментарів:
Дописати коментар