=Из истории выборов=
"Вы выиграли выборы, а я – подсчет голосов."
"Вы выиграли выборы, а я – подсчет голосов."
Сомоса Анастасио, экс-Президент Никарагуа
В центральных штабах избирательных компаний бытует миф, что чем больше представителей партии (блока) находится в избирательных комиссиях всех уровней, тем лучший результат удастся достигнуть. Следуя этой концепции каждый уважающий себя штаб непременно разворачивает работу по вербовке людей и заполнению ими избирательных комиссий в различных статусах (официальные наблюдатели, члены комиссий, уполномоченные лица и т.п.). В масштабах всеукраинской избирательной компании при 33 000 избирательных участков в государстве речь идет о 150 000 – 250 000 занятых людей от каждого субъекта выборов. Аргументы для «набивки» избирательных комиссий приводятся такие:
1.Члены комиссии смогут влиять на принятие решений внутри комиссии;
2. Члены комиссии получат копию протокола про результаты подсчета голосов, по которым можно будет организовать параллельный подсчет;
3. Наблюдатели будут следить за соблюдением законности со стороны членов комиссий, и фиксировать нарушения;
4. Сам факт наличия на участках большого количества наблюдателей и членов комиссий затруднит деятельность фальсификаторов;
5. Все штабы оппонентов тоже проводят мобилизацию людей для роботы на участках;
6. Если штаб не подаст людей в комиссии, они не будут укомплектованы и выборы не состоятся.
В итоге издается соответствующая директива и спускается в нижестоящие избирательные штабы.
Посмотрим на эту – же ситуацию с позиции начальника районного избирательного штаба. С центрального штаба приходит директива - ввести в состав комиссий представителей партии (блока) и подобрать двух наблюдателей на каждый участок. В среднем район это 50 избирательных участков. В состав каждой комиссии необходимо ввести от 2 до 5 чел. и 2 наблюдателей. Общее количество представителей партии на участке составляет от 4 до 7 чел. Соответственно необходимо поставить «под ружьё» примерно 200 - 350чел. Как вы думаете, может ли начальник штаба хорошо знать деловые и личные качества нескольких сотен людей у себя в районе, готовых по зову партии встать на защиту партийных интересов на выборах? Именно по этому он поручает набор людей на выборы рядовым сотрудникам штаба. Дальше происходит вербовка знакомых, кумовьев и коллег по работе которые в лучшем случае состоят членами партии, которую будут представлять в комиссии. Ключевые слова такой вербовки – на выборах не хочешь подзаработать? После согласия их включают в состав комиссий, они прослушивают семинар по избирательному законодательству и отправляются на участки.
А теперь опустимся на уровень члена комиссии или наблюдателя набранного по такой схеме. Он приходит в избирательную комиссию, в которой видит своих односельчан либо знакомых жителей своего микрорайона или коллег по работе. Да здесь столько знакомых, кто же тут будет заниматься фальсификациями? Председатель комиссии в строгом костюме все время сверяется с законом о выборах. Все члены комиссии от разных партий голосуют в унисон. Нет, на нашем участке подтасовок точно не будет – думает наблюдатель (член комиссии). Человек расслабляется и уже вскоре его можно увидеть читающим газету «Правда Урюпинска» на табуретке в углу или покуривающего на пороге избирательного участка. Кстати о «мертвых душах». Они бывают не только в списках избирателей но и в списках наблюдателей. В комиссиях «мертвые души» появляются только один раз перед закрытием участка, что бы получить свой экземпляр протокола и обменять его на деньги в штабе.
Не стоит забывать, что аналогичной мобилизацией одновременно занимаются как минимум штабы еще нескольких партий или блоков, в результате «работа на выборах» расценивается обывателями как некая сезонная подработка сродни собиранию помидор на колхозных полях в советское время, за которое человек уносил домой ящик овощей из спасенного урожая. За последние годы сложились уже «профессиональные» группы официальных наблюдателей и членов комиссий. Они организованно «работают» на избирательных участках меняя, в зависимости от конъюнктуры, которая сложилась в оплате труда, только партии, интересы которых они представляют. Естественно ни о каком профессионализме в таком случае речь не идет.
Известен случай одной из парламентских компаний, когда начальник областного избирательного штаба N-ской губернии господин Д. так уверовал в людей, которых он никогда не видел и совершенно не знал, что устанавливал нормы результатов голосования на их участках за свою партию. При этом он заговорщицки щурился и обещал, через руководителей районных штабов, премию членам комиссий за выполнение «норматива». Естественно его потуги, при вышеупомянутом порядке набора людей, голосов данной партии не добавили.
Теперь возражения против аргументов центральных штабов о целесообразности большого количества людей на участках.
Члены комиссии смогут влиять на принятие решений внутри комиссии. Закон о выборах предусматривает такое наполнение избирательных комиссий, что представители одной партии никак не могут заблокировать неугодное им решение. Договариваться с представителями других партий о не поддержке проблемного решения сложно. Поэтому в подавляющем большинстве случаев все решения в избирательных комиссиях принимаются единогласно. И даже если не единогласно, то все равно принимаются те, которые удобны председателю! Но вполне законно можно обжаловать действия любой комиссии в суде.
Члены комиссии получат копию протокола про результаты подсчета голосов, по которым можно будет организовать параллельный подсчет. Чтобы организовать параллельный подсчет достаточно иметь в штабе только по одному протоколу с каждого участка. Держать в комиссии 4 человека для этого совсем не обязательно.
Наблюдатели будут следить за соблюдением законности со стороны членов комиссий, и фиксировать нарушения. Анализируя результаты работы официальных наблюдателей на участках, можно сделать вывод, что как правило фиксируется одно незначительное нарушение на несколько участков.
Сам факт наличия на участках большого количества наблюдателей и членов комиссий затруднит деятельность фальсификаторов. Вы когда - нибудь слышали о ворах карманниках работающих в пустых троллейбусах и маршрутках? Чем больше людей – тем больше суета и тем больше возможностей для различных махинаций не только на участках, но и в штабах при составлении ведомостей оплаты наблюдателей и членов комиссий.
Все штабы оппонентов тоже проводят мобилизацию людей для роботы на участках. Штабы не отказываются от большого числа работающих на выборах, по той же причине, по какой генералы никогда не отказывается от лишних солдат.
Если штаб не подаст людей в комиссии, они не будут укомплектованы и выборы не состоятся. Если комиссии не будут укомплектованы людьми по предложению партий, они все равно будут укомплектованы по предложению головы вышестоящей комиссии из представителей других партий.
Как избежать лишних трат на громадную армию представителей партии на избирательных участках и сделать их работу максимально эффективной? В одной из избирательных компаний, областной штаб партии задействовал следующую схему работы наблюдателей. Из студентов юридических факультетов ВУЗов было набрано и обучено 100 добровольцев. Заранее наняты 50 автомобилей. Сформированы 50 групп из двух наблюдателей и водителя, причем до отправки по маршруту в день выборов ни водитель ни наблюдатели не знали куда именно и в каком составе они поедут. Утром в день выборов группы были окончательно сформированы. Каждая получила задание с маршрутом и целями и выехала в район указанный в маршруте. Существование этих групп было известно и штабам оппонентов и собственным представителям партии на участках. Но не был известен персональный состав групп, их маршруты и задачи. Параллельно в штабе создали «горячую» телефонную линию, номер телефона которой был предварительно роздан всем представителям партии на участки и развернули оперативный штаб для координации действий групп. В результат появление этих групп вооруженных видеокамерами на участках было неожиданным и для оппонентов и для представителей собственной партии. При появлении на участке группы фиксировали большое количество нарушений, проверяли работу партийных наблюдателей и членов комиссии и выезжали на следующий участок. Причем на некоторые участки группы заезжали по 2 раза, их деятельностью были охвачены все крупные и средние избирательные участки области. По окончанию подсчета голосов 50 групп привезли в штаб 100 копий протоколов подсчета голосов, несколько сотен актов о нарушениях, видеозаписи и большой фактический материал о реальной деятельности комиссий на участках послуживший основой для дальнейшего обращения в суд. Для сравнения 2000 наблюдателей работавших стационарно передали в штаб в несколько раз меньше актов о нарушении законодательства. Руководству избирательных комиссий договориться с членами группы было проблематично, так – как члены групп не только не знали никого лично на участках, но и сами знакомились друг с другом только в момент выезда из штаба.
Эффективность деятельности наблюдателей в мобильных группах оказалась в несколько раз выше, чем у их стационарных собратьев. При данном подходе, помимо мобильных групп, достаточно было бы иметь по 2 человека на каждом участке (1член комиссии и 1 наблюдатель) вместо 4-7 по обычной схеме.
Через несколько месяцев мы узнаем, какой путь выбрали руководители избирательных штабов на парламентских выборах.
Максим Коваль
Адвокат, член Национального союза журналистов Украины
Немає коментарів:
Дописати коментар