1. Техническое творчество «запускает» информация. Где начинающему и/или матерому творцу-инженеру сегодня подпитаться ею?
В соответствующих монографиях, в специализированных изданиях, в периодических публикациях по теме исследований, на научных конференциях, семинарах, симпозиумах, в глобальной компьютерной сети.
Однако прежде, чем принять на веру любую информацию, её всегда тестируют на достоверность. Делается это сравнением данных из разных источников. Как правило, любая информация имеет предисторию. Её разумно знать, если речь идет о важных и серьезных проблемах. Очень часто то, что подается как новое, все же имеет не очень далеких «родственников». В свое время такая работа была непременной в любых задачах и оформлялась она в виде обзоров. После составления обзора, как правило, становится понятной актуальность изучаемого вопроса. Сейчас круг её возможных источников стал очень широким и при добросовестном отношении к делу найти достоверную информация несложно.
2. В глобальной компьютерной сети масса непроверенной и компилятивной информации. Существуют ли сообщества экспертов по технологической информации, которую можно применять при выполнении практических задач, например при организации производства?
Мне ничего не известно о сообществах экспертов по технологической информации. Но это не означает, что они не существуют. На самом деле такие сообщества, несомненно, имеются, но они для всех желающих зачастую закрыты. От технологий изготовления товаров или услуг зависят издержки капитала и труда – чем они меньше, тем эффективнее производство. А это уже сфера экономических интересов, в которой состояние войны явление обычное. Открыто эксперты о них если и говорят, то редко и не очень внятно.
3. Есть ли у научно-технической школы Николаева будущее? С кем или с какими брендами Вы его связываете?
Будущее есть всегда, независимо от наших желаний. Вопрос только в том – будет оно соответствовать нашим представлениям о нем или нет. Почти полный ответ об этом можно получить из содержания инвестиционных проектов, которые николаевская наука выставляет инвесторам.
Так как творения местных ученых не находят спроса, то вывод получается простой, но не очень приятный. Основная причина неуспехов николаевских ученых на рынке научно-технической продукции, на мой взгляд, состоит в том, что они «сырые». В мире решения технических задач принято проверять и дублировать, и только затем определять цену. Но это «ахиллесова пята» большинства местных «ноу-хау».
Многие николаевские вузы заключали договора о сотрудничестве с учебными заведениями других стран. Однако серьезных результатов получить не удалось. Разные технический, технологический и программный уровни не позволили работать синхронно, как бы единой командой.
Не очень давно газета «Вечерний Николаев» сообщала о якобы громадных достижениях ученых из НУК А. Попова (в области редукторов) и В. Фролова (в области двигателей внутреннего сгорания). Но на ежегодный николаевский конкурс в номинации наука их работы не выставлены. Возможно потому, что статус «громадные достижения» оказался несколько преувеличенным. Победителем городского конкурса в номинации наука стал автор прибора. Его вклад в успехи региона, без всяких оговорок, значимым не является. Во многих странах десятилетия назад подобные устройства были более совершенными и почти повседневными. Это можно найти в работах по исследованиям морей и океанов, выполненных американцами, французами, канадцами и многими другими.
Сегодня в Николаеве нет национальных производств, нацеленных на инновации. Придумать, запатентовать и продать – дела хлопотные, расходов требующие. И желающих нести это бремя с большим риском относительно видимой отдачи, нынче нет.
Подъем технических наук может случиться вслед за становлением крупного регионального бизнеса. Из-за того, что нынче его нет, время перемен на этом направлении еще «за горами».
4. Почему формальное образование практически без боя «сдало» изобретательство и техническое творчество?
Изобретения в Николаеве создавались в научно-исследовательских и проектных организациях, на производствах и в учебных заведениях. Теперь большинство организаций и производств сдает себя в аренду и о творчестве не помышляет. А что касается высококвалифицированных преподавателей высших учебных заведений, то для них изобретательство перестало быть продуктивным. За время, необходимое для создания чего-либо нового, нынче можно неплохо зарабатывать, работая одновременно в нескольких вузах.
Так стало после того, как спрос на высококвалифицированных преподавателей в николаевском регионе стал много больше предложения. Естественно, что при высоком спросе и ограниченном предложении качество труда всегда падает – нет мотивов работать хорошо.
Чтобы изменить положение дел следует спрос привести в соответствие с предложением. Такое может произойти либо при уменьшении количества вузов, либо при существенном сокращении наборов. Оба процесса болезненные, и какой путь лучше хорошо бы решать совместно: местной власти, бизнесу и громаде.
P.S.
Коротко ответ на все вопросы можно выразить так. Нынешнее состояние николаевской технической науки устраивает всех. Студенты делают вид, что учатся. Преподаватели зарабатывают на старом «багаже» – нынче от них больше не требуется. Местная власть отчитывается числом вузов и количеством студентов, о которых почти не надо проявлять какую-либо заботу. Местный бизнес нуждается в исполнительно-послушных, и он их получает. А те, кому действительно необходимо другое образование, получают его самостоятельно за пределами Николаева.
В.А. Никитин,
эксперт Всеукраинской экспертной сети
Немає коментарів: