середа, 15 лютого 2012 р.

Синдром неназванной войны

В эти дни, когда вспоминают годовщину вывода советских войск из Афганистана, общество невольно обращает внимание на так называемых афганцев. Для молодых людей поясню – это не жители страны Афганистан, это наши соотечественники, которые в 80-е годы «выполняли интернациональный долг в Демократической республике Афганистан. Советский Союз играл в этой дивной и отсталой провинции, некогда британской колонии Индия, свою геополитическую игру. Кто говорит, хотели отодвинуть гражданскую войну от советских среднеазиатских республик, кто говорит – хотели взять под контроль наркотраффик в Америку… Не знаю правды, знаю только, что уже с середины 80-х для того, чтобы поехать в Афганистан, то ли офицеру, то ли служащему СА приходилось «подмазывать» начальство или военкома. Именно эта, партизанская по-сути война, обучила огромные массы советских людей, одетых в форму с погонами – коммерческим приемам. В бедной стране, даже нехитрый
солдатский скарб был товаром, не говоря уже об оружии. Ну а жители Афганистана, пуштуны и таджики – прирожденные торговцы.
Не шибко поменялись учебники по тактике после этой войны, но сильно изменились отношения в обществе. Те, кто заработал на перепродаже, мечтали повторить это. Те, кто не заработал, но слышал – мечтали попасть туда. Количество грузов, которые направлялись туда из Союза зашкаливало. Подчас и операции по ликвидации банд организовывались, с целью нанести по-серьезней урон, чтобы героически потом восстанавливать. Парадоксальный прием применило советское командование, которое направило для восстановления разрушенного при штурме дворца Амина – бывшего правителя Афганистана, военно-строительную часть в Тихоокеанского флота. К чему бы это? Контроля за действиями военных и политиков не было!
Политработники и прочие пропагандисты, как могли создавали в армейской среде легенду и чистых помыслах советского командования и коварных душманах. Но цензура и тотальная закрытость здорово мешала, да и правда порой была неприглядна. Например, как эстрадные исполнители калибра Пугачевой и Кобзона работали в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а за это получали на откуп гастрольные вотчины.
Эта война, которую практически не освещали в официальных СМИ, очень серьезно подорвала устои советского строя, как в оборонной отрасли, так и в международной политике. Обострилась изоляция и технологическое отставание ВПК. Война стала очень объективным мерилом прочности строя и систем управления народным хозяйством. Обычно войны приносили государствам не просто удачу, а и добычу. Эта война, мало того, что принесла людские жертвы (14 тысяч убитыми) среди советских людей, так она еще вскрыла всю слабость строя.
Сегодняшние общественные организации войнов-интернационалистов, вместо того, чтобы помочь уже новым государствам, в первую очередь – морально-этическими факторами, высасывают и выбивают из них, разнообразные льготы. Ну к чему, например мужчинам в рассвете жизненных сил, льготы на проезд в городском электротранспорте?

Вот и получается, что кремлевские старцы, которые затеяли эту войнушку уже давно померли, так и не воспользовавшись ее плодами, а постсоветский народ все «отдувается»! Кроме всего прочего, идет забалтывание главного урока: война стала возможным из-за неразумной, волюнтаристской политики властей, которую мы и недавно ощущали. Не случайно, именно «заигрывание» с ветеранами Афганистана – стало почерком украинских политиков-популистов, а не реалистов.

США в конце 60-х угодили в аналогичную Вьетнамскую авантюру. Но там были не просто миллионные марши с антивоенными лозунгами, там деятели культуры и журналисты, философы организовали в обществе дискуссию о разрушительной роли войны для «американской мечты». Все это – сделало во-первых американскую армию профессиональной, то есть реформированной, а во-вторых, четче позволило осознать политикам, где грань между реальной политикой и военными действиями с помощью призывников.

Советский Союз, как геополитический субъект закончился в том числе под воздействием афганской авантюры. Так что те, кто славит эту войну, автоматически признается в том, что и тогда и сейчас, хотели кончины советского строя. Наверное, если войны не называть войнами, их результаты становятся размытыми и противоположными первопричине!

С.Лиманов.


Немає коментарів: