И строились лодки, и лодки звались…
На верфях Николаева строился практически весь парусный Черноморский флот. После Крымской войны о боевом флоте на этом море пришлось забыть на долгие годы. Учеба на офицера флота всегда строилась на отработке в том числе практических навыков судовождения
под парусом. Даже когда дымящие пароходы пришли на смену белым парусам, гардемарины продолжали выходить на воду на яхтах. Долгих 30 лет объединяла, "заболевших" парусным спортом живших и служивших в Николаеве моряков и гражданских лиц, общественная организация по сути, и весьма демократическая по-духу.
В конце 80-х гг. девятнадцатого столетия в городе появляется личность, которой суждено было объединить, собрать воедино всех любителей водного спорта - "создать общество, руководящей идеей которого было прежде всего доставление членам этого общества приятного морского спорта при наличных средствах и наибольшей дешевизне" (А.Голубев. Двадцатилетие речного яхт-клуба г.Николаева. Николаев,1907г., с.6.). Лейтенант флота, адъютант Главного командира Черноморского флота и портов Евгений Николаевич Голиков еще в конце 1886 года просил Московский и Петровский, Воронежский речные яхт-клубы о присылке их Уставов с целью ознакомления с их организацией и деятельностью. Получив вместе с запрашиваемым и пожелания "...прочного успеха в Вашем начинании"(там же) - Голиков приступает к организации яхт-клуба, и спустя несколько месяцев, в июле 1887 г. в местной газете "Южанин" № 150 появляется статья, в которой указывается на возможность основания в Николаеве яхт-клуба.
12 августа 1887 г. в летнем Морском собрании, которое размещалось в так называемом "молдаванском доме" на набережной Ингула, где состоялось первое учредительное собрание николаевского речного яхт-клуба, членами которого изъявили желание стать более 50 человек. На этом собрании обсуждался проект Устава будущего яхт-клуба, были избраны члены правления, определены размеры членских взносов и порядок вступления в члены яхт-клуба. Было решено, что при вступлении в члены яхт-клуба делается единовременный взнос в размере 5 рублей и ежегодные взносы -10 руб. Желающие вступить в члены яхт-клуба должны были иметь две рекомендации членов общества.
Спустя год 22 августа 1888 года Морское министерство утвердило Устав николаевского яхт-клуба. В первом параграфе Устава было записано: "Речной яхт-клуб Николаева имеет предметом распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшения их постройки. С этой целью клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели их и содержит мастерскую для постройки судов." Для размещения яхт-клуба Морское министерство предоставило в его распоряжение место на берегу реки Ингул (территория Морского, ныне Флотского бульвара) и, не дожидаясь утверждения Устава, его члены приступают к освоению выделенной территории. После очистки площадки от нагроможденных камней, больших чугунных пушек времен Крымской войны 1853 -1856гг. и зарослей кустарника, она была обнесена забором, построен удобный деревянный, крытый железом шлюпочный сарай и пристань. Постройка забора, сарая и пристани обошлась до 450 рублей. За труды по составлению чертежей и постройке этих сооружений временное правление выразило свою признательность членам В. Делекторскому и Н. Матвееву.
Свое официальное открытие яхт-клуб праздновал 7 мая 1889 года. В этот день в 2 часа дня в гавани клуба было отслужен молебен с водосвятием, затем был поднят с церемонией флаг. После этого состоялась первая парусная гонка на четверках и двойках.
В последующие пять лет существования яхт-клуба, возросшая было численность его членов до 76 человек снизилась до 46. Одной из причин уменьшения числа членов яхт-клуба являлось отсутствие всякого помещения, где бы члены его могли собираться как для обсуждения каких-либо вопросов, так и для того, чтобы провести время в своем кругу. В связи с этим Правление яхт-клуба обратилось к Морскому министерству с просьбой предоставить хотя бы на летние месяцы здание бывшего, так называемого Потемкинского Дворца в Спасске. (В связи с тем, что вся дальнейшая история николаевского яхт-клуба связана с этим уголком города, необходимо сделать отступление с целью более подробного описание как самого Спасского урочища, так и сооружений, имевшихся на его территории.)
Резиденция яхтсменов Николаева
Название месту было дано Г.А. Потемкиным в честь Спасителя Николая Мирликийского. Впоследствии первая часть названия монастыря дала имя урочищу Спасскому, где он должен был быть, а вторая - нововозводимой верфи, городу Николаеву. (Ю.С.Крючков.Старый Николаев и окрестности. Николаев, Дикий Сад, 1991г., с.75)
В первые годы Николаева Спасск был летней резиденцией главного командира Черноморского флота. Здесь в 1789-1790 годы под руководством инженера-поручика С.С. Григорьева велось строительство дворца Г.А. Потемкина. Первый этаж сооружения был из камня, второй - из дерева. Завершался дворец изящным бельведером. С трех сторон его окружала идущая по обоим этажам галерея, что стилистически роднило его с молдаванским домом. В 1830-е годы дворец перестроен в восточном духе - на крыше возвели башенки, минареты, галереи украсили ажурными решетками.(дворец в Спасске согласно одной версии в 1919г. был разрушен, согласно другой - сгорел). Тогда же на территории дворца возведен так называемый турецкий фонтан, существующий и поныне.
Получив удовлетворение своего ходатайства, яхт-клуб с 1893г. в течении трех лет в летние месяцы перебирался в Спасское урочище, переносил туда свою деятельность и пользовался летним дворцом Потемкина. В этом же году руководство яхт-клуба провело велосипедные гонки, в которых сильнейшим на всех дистанциях был дворянин и моряк А.А. Квитка. А двумя годами раньше относительно небольшая яхта "Клавдия" водоизмещением 27 тонн, построенная по заказу ее владельца Ф. Максимова в Финляндии, самостоятельно пришла из Гельсингфорса в Николаев, тем самым первая на Черном море, совершившая такой большой переход.
В июле 1894 года члены яхт-клуба участвовали в спасательных работах у мыса Тарханкут
Однако удаленность Потемкинского дворца от гавани яхт-клуба вызывала существенные неудобства, и поэтому в 1896г. правление яхт-клуба обратилось с ходатайством в Морское министерство о предоставлении места в Спасске между Казенной пристанью и первой дачей взамен занимаемого места на берегу Ингул. В июле 1896г. такое разрешение было получено: "....управляющий Морским министерством изъявил согласие на предоставление речному яхт-клубу города Николаева во временное и бесплатное пользование участка земли Морского ведомства в Спасске".( Отношение отдела сооружений Главного Управления кораблестроении и снабжении от 26 июля за №19193.) В этом "Отношении" говорилось также о том, что данный участок обозначен "...на приложенном в представлении Главного командира от 15 июля 1896г. за №10391 плане". Этот план был отправлен яхт-клубу конторой Николаевского порта только лишь 2 апреля 1897г. "...для руководства...при занятии упомянутого участка." (А.Голубев. Двадцатилетие речного яхт-клуба в Николаеве. Николаев, 1907г., с.18 )
В 1903 году количество членов яхт-клуба возросло до 143 и существующее помещение стало тесным для заседаний. 25 марта на общем собрании было решено построить на этом месте зимнее здание по проекту николаевского архитектора, члена яхт-клуба Л.Л. Роде. На постройку нового здания было ассигновано 8,5 тыс. рублей, но в распоряжении имелось лишь 3 тысячи рублей, выручили наиболее состоятельные члены клуба.
Были убраны два деревянных павильона, и 3 апреля 1903г. состоялась закладка каменного здания. Новое здание яхт-клуба было закончено и торжественно открыто 17 (30) мая 1904 года. Следует более подробно остановиться на этом событии.
В уютном и красивом уголке города царило оживление: на берегу Бугского лимана вырос новый дворец. В его честь состоялась гонка яхт Николаевского, Черноморского и Екатеринославского клубов. От Очакова стартовало 20 судов. Погода, свежая с утра, стала штормовой. Многие парусники вышли из соревнований. На некоторых были оборваны паруса, поломаны мачты, но с людьми несчастных случаев не было. К финишу в Спасск самостоятельно пришли только 5 яхт и первой среди них была яхта "Киска" под управлением Н.И. Егорова (в разные годы он был гласным городской Думы, корпусным инженером, строителем миноносцев, старшим помощником судостроителя, преподавателем механико-технического училища). Ко времени окончания гонки был приурочен торжественный прием Дворца клуба. Все суда расцветили флагами. Рощу яхт-клуба, площадку для игр и гимнастики заполнили приглашенные. У входа в главную аллею построились команды яхт-клубов и оркестр пехотного полка. На террасе Дворца отслужен молебен. Пел соборный хор. После освящения здание было осмотрено.
Яхт-клуб во дворце
Дворец был построен в стиле итальянского ренессанса и являлось единственным в своем роде в городе, поражая своим изящным видом.
Построенное из местного камня - известняка и кирпича, двухэтажное здание имеет открытую смотровую площадку во втором этаже, украшенную полукруглыми арочками. Слева и справа от площадки - венецианские окна. Главный фасад здания, обращенный в сторону Бугского лимана, напоминал капитанский мостик. Здание является оригинальным памятником своего времени и несет на себе черты стиля, характерного для начала XX века.
На правом этаже располагались помещения для команд, на верхнем - столовая, библиотека, совещательная комната, уборные и буфет. Чердак был приспособлен под парусную мастерскую. Рядом с Дворцом находился судовой сарай с необходимыми приспособлениями для обслуживания яхт, и каменный колодец с лучшей водой в Николаеве.
Обращаясь к присутствующим на торжестве, командор Анатра сказал: "Черноморский яхт-клуб низко кланяется Николаевскому и в ознаменование своего глубокого уважения к нему подносит вот эту статую." (В бронзе были выполнены фигурки двух матросов на корме терпящего крушение судна: один управляет рулем, второй в страхе ухватился рукой за товарища, другую простер вверх, как бы зовя на помощь.) Передав командору Н.Н. Аркасу творение скульптора Князьбургера (оно называлось "В опасности"), Анатра продолжал: "Я не могу скрыть своего чувства невольной зависти, так как в Одессе нельзя даже мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб."
Юбилярами были получены телеграммы, в том числе и от Е.Н. Голикова (уже капитана 1 ранга):"Служебные обстоятельства лишают меня возможности лично приветствовать развитие дорогого яхт-клуба и принести искренние пожелания.." (По материалам "Николаевской газеты" и отчета о деятельности яхт-клуба за 1904 год.)
От броненосца Потемкин, до яхты «Икар»
В это время душа и мотор Николаевского речного яхта-клуба Е.Голиков становится командиром броненосца «Князь Потёмкин-Таврический» и уходит на новостройке в море. Кинематографический гений Эйзенштейна рисует революционный порыв команды боевого корабля, рожденного в Николаеве. Формально, восставшие матросы – это злостные нарушители воинской дисциплины и корабельного устава. Командир во время бунта был убит 14 июня 1905, а тело выброшено за борт. Так бесы в первый раз отомстили яхт-клубу в Николаеве. Потом были тяжелые годы во время революции и гражданской войны, строительство новых яхт в межвоенный период, немецко-румынская оккупация.
Здание яхт-клуба сохранилось до сих пор и украшает берег Николаева. Сегодня здесь расположилась областная детско-юношеская школа олимпийского резерва по парусному спорту. Руководит ею, с хваткой заправского флагманского шкипера Игорь Чеботарев, заслуженный тренер и мастер спорта.
Игорь коренной николаевец, но долгое время служил на Тихоокеанском флоте, а гонялся под парусом практически во всех океанах, за исключением Ледовитого. К 500-летию открытия Америки участвовал в регате Колумба через Атлантику.
- Коллектив у нас небольшой, но мы, как и 20 лет назад набираем 350 детишек разных возрастов для обучения премудростям хождения под парусами. В результате, у нас в яхт-клубе состоят люди от 9 до 70 лет.
И хотя весь яхт-клуб в советские времена был «отписан» для досуга заводчан кораблестроителей, здесь сохранились традиции заложенные 125 лет назад любителями ветра и паруса. Единственный яхт-клуб СССР, именно Николаевский, смог снарядить в кругосветное путешествие яхту «Икар». Она была спроектирована в местном кораблестроительном институте, построена хозспособом на одном из николаевских судозаводов. В 1987-м году собирали всем миром в поход, а встречали через год – всем городом.
Пройдет немного времени, зацветут вековые акации, поднимут юноши и девушки паруса и яхт-клуб откроет свой очередной сезон. А когда спадет летний зной, на легендарной танцплощадке начнется музыкальный фестиваль «Песни старого яхт-клуба», а солнце садясь, осветит золотом диковинно-витиеватого фасад. По акватории будут скользить под парусом яхты.
В.Головченко.
Немає коментарів:
Дописати коментар