вівторок, 31 січня 2012 р.

Фальсификации выборов и методы противодействия им

Корни фальсификации выборов в Украине лежат в недалеком совковом прошлом. Тогда, при имитации «свободных выборов» необходимо было обеспечить всеобщую поддержку кандидатов от КПСС. Естественно, что за тех, кто не приходил на выборы «специалисты» все равно малевали значки в бюллетенях. Никаких последствий те подделки кроме агитационно-пропагандистских не имели, ибо власть добывалась в СССР отнюдь не на выборах.

В 90 годы прошлого столетия ситуация изменилась. Одним из путей обретения власти стали выборы. С появлением конкуренции в избирательном процессе некоторые кандидаты и партии стали применять для получения нужных результатов выборов фальсификации. До середины 90-х годов 20-го столетия сделать нужные результаты выборов в Украине было не столь сложно, как сейчас. Главное было найти подход к руководству соответствующей избирательной комиссии. Кулуарная система формирования тех комиссии исполкомами местных советов ставила состав комиссий в полную зависимость от руководителей исполкомов. Договариваться за результаты выборов необходимо было с мэрами городов и председателями райисполкомов. После достижения консенсуса, результат будущих выборов доводился до ведома исполнителей в комиссиях.

Важным фундаментом организации многих подтасовок является некорректное составление списков избирателей. Основной принцип – наращивание количества избирателей, за счет умерших лиц, повторного включения избирателей на разных участках, в тех округах, где планируются организация нарушений избирательного законодательства. Например, в одном из областных центров количество избирателей с 2006 по 2007г. неожиданно увеличилось с 395 до 403 тысяч избирателей, несмотря на то, что общее количество жителей города за этот же период уменьшилось. Что интересно - в списках появились люди умершие более 30 лет назад. Случайность? Наличие в списках двойников и умерших людей позволяет изготовить дополнительное количество бюллетеней, которые затем, по различным схемам заполняются за нужных кандидатов и вбрасываются либо в урны, либо во время установления результатов голосования. Более того, на сегодня в результате проведения агитационных компаний «от двери до двери», сбора подписей в поддержку различных партийных инициатив практически все основные партии сформировали базы данных своих приверженцев и оппонентов. Недобросовестные составители списков избирателей, злоупотребляя этой информацией, могут не включить некоторых жителей в список, зная их политические пристрастия.

В 2007г. Верховная Рада Украины приняла закон «Про государственный реестр избирателей», согласно которого создан единый государственный реестр избирателей, обновляющийся 4 раза в год и заметно ограничивающий возможность манипуляции списками.

В качестве противодействия многократному включению избирателей в списки, во время внеочередных выборов народных депутатов Украины в 2007г. штаб одного избирательного блока применил компьютерную программу, проверяющую списки избирателей со всех участков страны и выявляющую двойников. При нахождении людей включенных в списки более одного раза, программа автоматически формировала заявление в суд. Штабным юристам оставалось только подписать готовое заявление и направить его в соответствующий суд.

В новом законе «Про выборы народных депутатов Украины» принятом в ноябре 2011г. отсутствует возможность централизованной проверки списков избирателей депутатскими фракциями, зарегистрированными в Верховной Раде текущего созыва, окружными комиссиями, отсутствует возможность обращения избирателя в суд в день выборов.

Списки избирателей будут передаваться органами ведения государственного реестра избирателей за 20 дней до голосования непосредственно в участковые комиссии. Т.е. у лиц контролирующих органы ведения государственного реестра избирателей появляются возможности формирования «нужных» списков избирателей, которые централизованно не смогут проверить партии, кандидаты, депутатские фракции.

Проверка сведений содержащихся в государственном реестре избирателей предусмотрена Законом Украины «Про государственный реестр избирателей» и в другое время, но список избирателей, полученный комиссиями, может отличаться от государственного реестра (примеры тому были во время президентских выборов 2010г.).



Вот пример технологии, построенной на некорректных списках избирателей:

1.Рабочая группа по составлению списков избирателей (группы возглавляют мэры либо председатели районных государственных администраций) готовит заведомо проблемные списки, включая в них одних и тех же избирателей на разные участки и умерших людей.

2. На должности председателей комиссий вводятся специально подготовленные люди (от разных партий и кандидатов).

3. В день голосования часть бюллетеней не выдается, либо выдается подготовленному члену комиссии. В течении дня голова либо член комиссии проставляют отметки в бюллетенях напротив нужного кандидата. Ставят подписи о получении бюллетеней в списке избирателей за умерших людей либо «двойников».

4. Во время подсчета голосов, подготовленные бюллетени вбрасываются в общую кучу, минуя урну для голосования.



Для нейтрализации схем фальсификаций, основанных на неправильных списках избирателей необходим контроль над составлением списков избирателей и над движением бюллетеней на всех стадиях процесса, начиная от их изготовления на типографии. В первую очередь такой контроль (над составлением списков) могут осуществлять граждане, самостоятельно проверяя наличие себя в реестре и списках избирателей. Заявления про уточнение списка избирателей будут приниматься (ориентировочно) с 8 октября 2012г. до 22 октября 2012г. включительно. В суд по месту проживания избиратель может обратиться с заявлением до 25 октября 2012г. включительно. Не стоит думать, что кто-то это сделает за нас самих.

Адвокат, 

директор ЮК «Оперативная юридическая помощь» 

 Максим Коваль

Немає коментарів:

Дописати коментар