понеділок, 23 січня 2012 р.

Учить ребенка читать сегодня опасно

С тех пор, как появилась технологическая возможность получать информацию в чистом поле или на морском берегу в безбумажном виде, родители должны быть насторожены. Что такое? Все просто. Каналы информации, которые «проникают» повсеместно не все чисты и прозрачны. Чернухи с порнухой вперемешку с фальсификациями сегодня не просто много, а опасно много. В Николаевском пресс-клубе на прошлой неделе прошла дискуссия с участниками семинара для учителей юга Украины по медиаобразованию. Педагоги, которые начали эксперимент по выработке подходов и методик преподавания медиаграмотности, склоняются к фильтрации некачественной информации. Журналисты и редакторы, которые знают, что сделать это невозможно, уже сегодня больше склоняются к выработке иммунитета школьников к пустяковой или бредовой информации.



Мировая практика говорит, что художественное, эстетическое воспитание молодых позволяет получить у школьников представление о качественной информации. Остается дать лишь ученикам алгоритм обработки информации, извлечения полезной. Только в рамках перегруженных школьных программ сегодня не понятно, в каких курсах можно сосредоточить эти знания. Кроме того, кто будет собственно преподавать новую дисциплину?

Вопросов масса. Времени как всегда в обрез. Академический институт задумал 5-летний эксперимент, который должен завершиться внедрением какого-то учебного курса по медиаграмотности. Вот только кажется, что за такой срок количество информации во столько (тысяч) раз изменится уже в минуту, что отставания не миновать!

Куда проще учить детей думать!

Например, из медиаканалов, под видом рекламы приходит информация, что в чипсах свежие и натуральные грибы! Вы верите? Если не знать как они делаются, может быть можно принять за чистую монету такую инфу. Но учителям уже сегодня не хватает учебного времени, чтобы научить весь класс думать! Кроме того, учительские массы очень недолюбливают персональные компьютеры, потому что с их помощью дети могут элементарно «перепроверить» все слова учителя!

И хотя чиновники образования рапортуют про каскадную модель подготовки медиаграмотности учителей, мне кажется, что до сих пор ученики с основным инструментарием информационной эры – компьютером знакомы лучше.

Многие годы в Колледже прессы и ТВ изучается курс оргтехники и автоматизации процессов обработки информации. Выливается это в то, что все выпускники умеют создавать медиапродукт в различных медиаплатформах. Снимать фото и видео, писать в электронных страницах и монтировать в медиаредакторах.

Так все-таки: каких специализаций нужны педагоги в украинской школе, чтобы дать знания и навыки работы с информацией? Споры на сей счет продолжаются. Нужна ли приставка «медиа-» к психологу или педагогу? А может просто научить учителей не просто «хаять» ту или иную работу журналиста или репортера, а помогать школьникам самим собирать и распространять информацию.

Судя, по тому, что в Николаев уже 15 лет съезжаются юнкоры со всей Украины на финал Конкурса школьных газет, которые уже принимают всевозможные формы, значит есть у молодых интерес к работе с информацией. Идеологические задачи многие годы ставили перед отечественной медиаотраслью, здорово «подкузьмили» в установлении медиаграмотности. Информацию нужно ведь не безропотно впитывать, а желательно вдумчиво и порционно. А это не очень устраивало агитаторов. Кое-где и сегодня еще балом правят пропагандисты упрощенчества, которые надеются, что можно информацию проконтролировать. В сетевую эру это сделать практически невозможно. Широкополосный интернет давно уже проник даже в Причерноморские степи, где с его помощью управляют поливом томатов. Так что не будем делать шаги назад. Прямые каналы информации не стоит округлять, скорее всего их и дальше нужно шире распространять. Без объективной и всеобъемлющей информации именно вчерашним правителям и остаткам номенклатуры проще манипулировать населением. Ну а современные горизонтальные социальные сети позволяют информации в считанные секунды проникать на территории. Завтра уже будет не возможно «спрятать» сегодняшнюю информацию. Общественный контроль сможет «заработать» среди медиаграмотных людей.

Так что вопрос медиаграмотности детей – становится уже чисто политическим. Манипуляция общественным мнением хорошо проинформированных людей, которые привыкли черпать ее из различных источников, становится делом архисложным. Ох нелегок и не быстр путь медиаграмотности в отечественную школу!
В.Головченко.

Немає коментарів:

Дописати коментар