середа, 28 грудня 2011 р.

Сланец - давно забытый энергоисточник

В Санкт-Петербурге к 1914 г. в протяженность газовых магистралей составила около 500 километров, четыре газовых завода вырабатывали примерно 82 тыс. кубометров газа в сутки и обеспечивали работу 8 813 газовых фонарей.
Петербургские газовые заводы кроме зарубежного оборудования использовали и импортное твёрдое топливо (главным образом, английский антрацит), доставляемое морским путём. И когда во время I й мировой войны эти поставки были нарушены, то в начале 1916 г. была создана Тепловая комиссия под руководством профессора Петроградского технологического института А.С. Ломшакова. Этой комиссией была разработана специальная программа по изучению возможностей использования в промышленных целях местных видов топлива – олонецкого угля (шунгита), торфа и прибалтийских горючих сланцев.
Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.
В мае 1916 г. в Прибалтийскую губернию, в район деревни Кукерс (современный эстонский город Кохтла-Ярве), выехал геолог Геологического комитета Н.Ф. Погребов, который уже в июне установил промышленное значение прибалтийских сланцевых месторождений. В это же время первая партия кукерсита (так стали называть кукерские сланцы) была отправлена в 1 й
Петроградский политехнический институт (где уже работал завод газификации угля) для их опытной газификации и перегонки, которая и была осуществлена в период с декабря 1916 г. по сентябрь 1917 г.
Довести все работы по получению светильного и генераторного газа до конца помешали известные события осени 1917 г. Но поскольку после октябрьского переворота / революции топливный кризис лишь усилился, исследования в этом направлении вскоре продолжились.
Наибольших успехов добился коллектив техников 1 го Петроградского политехнического института, руководимый В.К. Вальгисом. Его опыты по производству светильного газа, начатые ещё в 1916 г., были завершены через три года. Полученный продукт по теплотворности не уступал традиционному для петербургских газовых заводов каменноугольному газу, а технология позволяла осуществлять перегонку сланцев без серьезных переделок уже существующего оборудования. Правда, она требовала большего расхода топлива и предъявляла повышенные требования к качеству сырья (не более 15% влаги).
Эта технология была в то время новой не только для России, но и для традиционного лидера сланцепереработки Шотландии. После получения Эстонией независимости кукерские сланцы оказались недоступными, но под ст. Веймарн Ямбургского уезда Петроградской губернии (в настоящее время – Кингисеппский район Ленинградской области) были обнаружены и введены в разработку новые сланцевые залежи, которые оказались аналогичными кукерситу. Кроме того, горючие сланцы были найдены в Тверской, Казанской и Самарской губерниях.
Для организации их добычи и переработки при Главном топливном управлении ВСНХ был создан Главный сланцевый комитет (Главсланец), который возглавил И.М. Губкин. Будущий главный «нефтяной академик» был тогда очень увлечён сланцами и технологиями их газификации.
За развитием этой отрасли пристально следил и «вождь мирового пролетариата» В.И. Ленин. Именно он поручил создать специальный технический журнал, посвященный нефтяному и сланцевому хозяйству (см. Рис. 17).


Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.

Успех сланцевого дела во многом был связан с тем, что вокруг него объединились тогда многие из ведущих российских ученых и инженеров – П.А. Пальчинский, Н.Д. Зелинский, М.М. Тихвинский и др. Оборудованием и технологиями переработки сланцев занимался и великий русский инженер В.Г. Шухов.
Всего в 1918 … 1925 гг. в РСФСР / СССР было добыто и затем газифицировано более 73 тыс. тонн горючих сланцев. Первый опыт российского газогенераторного авто-мобилестроения относится также к временам I й миро-вой войны, когда оборудование ГТТ было установлено на автомобиль «Руссо-Балт С24 40» (1915 г.).
Пионером советских транспортных газогенераторов был ленинградский профессор В.С. Наумов, создавший и запатентовавший в 1923 г. газогенераторную установку «У 1». В 1928 г. усовершенствованная установка «У 2» прошла испытание в составе автомобиля «ФИАТ 15 Тер», который совершил пробег из Ленинграда в Москву и обратно. В дальнейшем она была подвергнута ещё нескольким улучшениям и получила, в конце концов, обозначение «У 5» (см. Рис. 18).
Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.
Рис. 18 Схема газогенераторной установки «У 5» профессора В.С. Наумова



В 1926 г. под руководством П.В. Якобсона, главного инженера Люблинской тепловозной базы НКПС, был разработан проект перевода тепловоза «Ээл 2» на ГГ. Начиная с конца 20-х годов, газогенераторной техникой в нашей стране стало заниматься сразу несколько научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Появилось специальное КБ «Газогенераторстрой», работали над этой тематикой в Научно-исследовательском автотракторном институте (НАТИ), Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), Всесоюзном научно-исследовательском институте сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ), Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) Красной Армии, Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ), Ленинградском индустриальном институте (ЛИИ), «Лесотехнической академии (ЛТА), тресте «Лесосудомашстрой», Центральном научно-исследовательском институте водного транспорта (ЦНИИВТ), Всесоюзном научно-техническом обществе энергетиков (ВНИТОЭ), Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), КБ многих автомобильных и тракторных заводов, а также в различных ОКБ ГУЛАГ ОГПУ / НКВД (а куда же в серьёзном деле и без «государствообразующей» организации!).


Советскими специалистами в области газификации и создания газогенераторной техники того времени (20 х … 50 х годов прошлого века) являлись В.С. Наумов, Семёнов Жуков, В.П. Карпов, Н.А. Михайловский, В.М Володин, С.И. Декалёнков, А.А. Введенский, Е.В. Фролов, И.С. Мезин, С.Л. Седов, Б.М. Черномордик, Н.Т. Юдушкин, С.Г. Коссов, А.И. Пельтцер, А.Н. Понизовкин, Н.Д. Титов, А.И. Скерджиев, М.Д. Артамонов, В.С. Альтшуллер, Ю.А. Клейнерман, А.П. Караган, Д.Б. Гинсбург, А.Б. Генин, Д.А. Биберган, М.Д. Попов, Н.П. Вознесенский, В.Ф. Копытов, А.Б. Чернышев, Н.В. Шишаков, Г.Г. Токарев, А.В. Кавалеров, М.В. Канторов и многие другие учёные-теоретики и инженеры-практики.
Первым из отечественных промышленных предприятий серийный выпуск транспортных газогенераторов в середине 30 х годов освоил харьковский завод «Свет шахтёра», специализирующийся до этого на изготовлении шахтёрских ламп.
Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.


Серийное производство стационарных газогенераторов диаметром 3 м и высотой до 11,1 м было организовано на Одесском заводе «Красная гвардия», специально для этого созданном на базе местной кроватной фабрики.
1-го мая 1931 г. в праздничной колонне демонстрантов по Красной площади столицы прошёл первый опытный образец колёсного трактора СТЗ 15 / 30, газогенераторный двигатель которого разработал инженер ВИСХОМа Семёнов Жуков. 
В этом же году энтузиасты-автомобилисты на «газгене», работающем на дровах, «ударили автопробегом по бездорожью и разгильдяйству» на мар-
шруте Ленинград - Череповец (см. Рис. 19) и был объявлен первый всесоюзный конкурс на тракторную газогенераторную установку. 


Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.

Победителем стал дровяной газогенератор «Пионер» конструкции инженера С.И. Декалёнкова, впоследствии серийно устанавливаемый на гусеничных тракторах «Коммунар 50» и ЧТЗ 60 «Сталинец» (см. Рис. 20). Заместитель председателя ОГПУ тов. Акулов в своей справке о работе ОКБ при этом ведомстве, адресованной секретарю ЦК ВКП(б) тов. Кагановичу (справка от 07.09.31 г. № 40689), отмечал, что заключёнными специалистами (по совместительству, разумеется, - «шпионами», «диверсантами» и «активными членами контрреволюционных организаций») проделаны следующие работы:
«… - Разработан новый химико-энергетический метод получения из низкосортного топлива торф, бурые угли и т.д., синтетический аммиак, для промышленных и азотистых соединений и высококалорийный газ, обеспечивающий снабжение силовых установок. В осуществление данного метода строится газогенератор.
- Разработан способ фракционировки коксового газа. Технические показатели способа: портативность установки, максимальная экономия в металле, увеличение ассортимента полезных продуктов и выхода их, полное использование коксика, сжиганием в генераторах и получение, таким образом, водорода, для синтеза аммиака …
- Спроектирован и находится в изготовлении газогенератор непрерывного действия для газификации торфа и низкосортных углей. Детали генератора изготовлены на 70%, окончание работ к 1 му ноября 1931 г.
- Спроектировал газогенератор легкого типа для тяжелого автотранспорта и тракторов в целях перевода их на твёрдое топливо. Проект сдан в завод на изготовление. Окончание 1 е декабря 1931 г. …».
Научно-исследовательский сектор ЛИИЖТ при участии «Газогенераторстроя» и конструкторов ленинградских заводов разработал, начиная с 1932 г., несколько проектов газогенераторных тепловозов.
Один из проектов проект, законченный в 1936 г., предусматривал создание тепловоза типа 2-6-1 с гидромеханической передачей и горизонтальным четырехцилиндровым четырехтактным двигателем двойного действия типа «тандем» мощностью 1 860 л.с. Пять антрацитовых газогенераторов намечено было поместить на шестиосном тендере, прицепляемом к тепловозу.
В 1935 г. партийно-политическим руководством советского государства было принято два важных решения. 19 января вышло постановление Совнаркома СССР № 1674 «О переводе занятого на лесовывозке автомобильно-тракторного парка на древесное топливо», предусматривающее, в частности проведение работ по созданию газогенераторного двигателя, работающего на соломе, для привода сельскохозяйственной техники (см. Рис. 21).
Газогенераторные установки. Газификация твердого топлива в начале прошлого века.
27 июня вышло постановление Совета Труда и Обороны «О внедрении газогенераторных установок». Одним из ведущих отечественных специалистов, имеющим ряд научных трудов в области транспортных газогенераторов, являлся доцент НАТИ Сергей Седов, сын одного из вождей революции 1917 г., создателя Красной Армии Л.Б. Троцкого. В период с 1935 г., когда он был арестован и выслан в г. Красноярск, и до 1937 г., когда он был как «враг народа» расстрелян, ему удалось около 9 ти месяцев весьма плодотворно поработать на местном машиностроительном заводе. Под его руководством были созданы и установлены на речные суда, ходившие по Енисею, несколько газогенераторных силовых установок.
В 1935-1936 гг. по заказу автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии в рамках программы освоения Сибири изобретатель Беглецов создал газогенераторный мотоцикл (см. Рис. 22). Ввиду большого значения газификации для социалистического хозяйства, в середине 30-х годов в составе Отделения технических наук АН СССР была организована специальная Комиссия по проблеме газа под председательством академика Г.М. Кржижановского.

Немає коментарів:

Дописати коментар