четвер, 22 грудня 2011 р.

Арт-терапией по болезням общества

Арт-терапия – самый мягкий и в тоже время самый глубокий, самый действенный метод излечения и развития души. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, человек как будто получает закодированное послание от самого себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. И именно этот метод все чаще используют в последние десятилетия в своей практике психологи и психотерапевты.

Направления арт-терапии в целом соответствуют направлениям искусства, а разнообразность техник практически неограниченна. Самыми популярными и эффективными являются изотерапия (лечение через рисунок), визуальная терапия (лечение зрительными образами), музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, сказкотерапия, драмотерапия, маскотерапия и другие.

Спектр возможностей врачевания арт-терапией весьма широк: и тяжелые психические расстройства (шизофрения и маниакально-депрессивный психоз), и неврозы, и психосоматические нарушения (например, язвенная болезнь), и помощь жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), алкогольная и наркотическая зависимость, нарушения поведения и успеваемости у детей и подростков, проблемы мигрантов и безработных, и многие другие. Это - только по расстройствам психики. Вообще же, арт-терапия применяется при многих болезнях, вплоть до инфекционных и онкологических, ибо это - один из немногих методов, которые действительно лечат не болезнь, а больного (говорят, это завещал сам Гиппократ). Даже явная патология органов чувств не является препятствием: незрячий человек может лепить и работать с музыкой, неслышащий – рисовать и так далее. То же самое и о болезнях опорно-двигательного аппарата, вплоть до полной неподвижности. Возрастной диапазон также широк: арт-терапия помогает справиться с недугами и совсем маленьким детям, и людям, давно перешагнувшим вековой рубеж.
В Украине арт-терапия находится в стадии становления и пока что отсутствует как отдельная специальность в вузах, в связи, с чем ощущается большая потребность в преподавателях и специалистах этого направления. Именно поэтому Николаевская областная общественная организация «Диалог» (директор Янина Ковальчук) выступила инициатором и координатором социального партнерского проекта «Внедрение и развитие методов арт-терапии на Николаевщине». А началось все в 2006 году, когда НООО «Диалог» взяла шефство над онко-гематологическим отделением областной детской больницы. С первых рисунков больных детей, с альпийской горки во дворе больницы, с живописных картин, созданных студентами-волонтерами НУК им. адмирала Макарова на стенах больничных зданий, и появилось желание узнать самим и рассказать другим об удивительных техниках арт-терапии.

Спустя два года в Николаев приехали волонтеры Корпуса Мира США в Украине Чарльз МакКоннелл и Луиза Барбер, которые помогли более широко понять и осмыслить эту социально важную для развития общества тему. Следующим шагом стало общение посредством Интернета с лучшими школами арт-терапии России, США и других стран. Так постепенно началась реализация многоэтапного социального проекта «Внедрение арт-терапии на Николаевщине».

За эти годы в Николаеве были проведены три международные научно-практические конференции «Арт-терапия: инновационный простор для поддержки физического, психического и духовного здоровья человека». Партнерами конференции стали организации: ЧДУ им.П.Могилы, Академия детского творчества, Николаевский муниципальный коллегиум и многие другие. Докладчиками и

тренерами на этих конференциях были такие известные личности, как: Дорита Бергер – магистр искусства по музыкотерапии государственного университета Монклер Велли Роад и Нормал Авеню (Норфолк, Коннектикут, США); Линда МакКарли – основатель и руководитель Института Арт-терапии в США (Даллас, Техасс, США); Анн Кристи Хофленд – арт-педагог, специалист Программы международных академических обменов в сфере образования им. Сенатора Фулбрайта (Сиетл, США); Наталья Петровна Коваленко – доктор психологических наук, профессор, ректор Международного института психологии и управления, президент Российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины и Международной Академии Семьи (Санкт-Петербург, Россия), Владимир Николаевич Никитин – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии и арт-терапии, член-корреспондент Международной Педагогической Академии, сертифицированный арт-терапевт (Москва, Россия) и многие другие.

Благодаря сотрудничеству и помощи отечественных и зарубежных специалистов в Николаеве в 2009 году была открыта Школа социального арт-терапевта. Ее слушателями стали студенты специализированных факультетов, психологи, социальные работники. Цель этой школы состоит в подготовке специалистов в области арт-терапии, возможности практического опыта работы методами арт-терапии, поддержке арт-терапевтического сопровождения детей с соматическими, психосоматическими и другими заболеваниями в лечебных учреждениях, интернатах, кризисных центрах города Николаева. Теперь многие выпускники этой школы сами работают арт-терапевтами и помогают людям справляться с их проблемами. Примеры успешного разрешения кризисных ситуаций привела Татьяна Фомичева, психолог, арт-терапевт.

Ситуация первая:

Женщина 54 года, двое детей, трое внуков. Очень редко встречается со своими родителями: занятость на работе, семья и, главное, она почувствовала, что родственные чувства как будто угасли. Ее мучила совесть, каждый день обещала себе, что завтра обязательно зайдет к ним. Но наступало завтра, а сил не было никаких. Вечером опять раскаяние и сожаление, которое привело ее к нервным срывам.

На занятиях арт-терапией, выполняя ряд заданий по изображению герба своей семьи и проговаривая значение каждого элемента, появилось огромное желание увидеться со своими родителями. Она открыла в себе теплые чувства к родителям. Сейчас отношения поддерживаются регулярно. Обрела спокойствие и радость в своей жизни. Дома, используя этот метод, привлекла всю семью создать герб своей семьи и получила огромную благодарность своих детей за пример уважения и любви к своим родителям.

Ситуация вторая:

Студентка 24 года. Учится в другом городе. Очень переживала по поводу холодных отношений между родителями. Страх, что они могут разойтись, так как она уже выросла и не столько нуждается в семье, мешал ей учиться, строить отношения с молодым человеком. Постоянное беспокойство, нервозность привели к болезни, которая затянулась и появилась опасность перехода в хроническое заболевание.

На занятиях арт-терапией с помощью серии рисунков на тему «Моя семья» она осознала, что является плодом любви двух взрослых людей. С помощью группы участников она расставила правильно акценты в рисунке и произошло осознание естественных ролей в семье. Отношение к ситуации изменилось, она перестала чувствовать себя виноватой и ответственной за родителей. Она почувствовала в себе желание быть поддержкой для своих родителей, у них тоже начинался новый этап в жизни. Климат в семье изменился, родители поехали в путешествие в горы, они в прошлом альпинисты и большие любители природы. Периодически посещает занятия до сих пор.





Ситуация третья:

Молодая женщина 31 год. Ушла из дома пять лет назад от выпивающих родителей, в семье осталась младшая сестра. Огромная обида на них за свою несостоятельность в социальной жизни, ни работы, ни личной жизни, и чувство вины, что оставила младшую сестру с родителями.

На занятиях арт-терапией рисунок дал ей возможность выразить свое отношение к своим родителям, а также изменить чувства в тех блоках памяти, где хранятся травмированные фрагменты. С помощью серии рисунков смогла понять и сформулировать а та же изобразить то новое чувство, которое ей хотелось испытывать по отношению к данной ситуации. Занятия помогли ей осознать, что она уже сама в ответе за себя, что она очень любит сестру и готова ей помогать. Изменилось отношение к родителям, какими бы они не были, они сами отвечают за свою жизнь и дети должны их просто любить. После серии рисунков на тему личностного роста, нашла работу, поступила на заочное отделение, познакомилась с молодым человеком, помогает сестре окончить среднюю школу. Постоянно продолжает посещать занятия по арт-терапии.



Ситуация четвертая:

Девушка 22 года. В шесть лет у нее умерла мама, и она осталась жить с отцом. «Отец всегда очень любил меня, и когда не стало мамы, он стал спать со мной в кровати. Обнимал, страстно целовал и прижимал к себе, приучал меня к ласкам. Сначала я думала, что так и должно быть. Но став постарше, я поняла, что- то не так. Но он уверял меня, что все так живут, что это нормально. Я чувствовала, что во мне что-то ломается, что я становлюсь какой-то не такой как все. Так продолжалось до 20 лет, пока я не влюбилась в парня. Отец, узнав об этом, стал меня избивать, я убежала из дома».

Пришла на консультацию с жалобой по поводу невозможности строить отношения с мужчинами. С помощью разных методов арт-терапии на протяжении длительного времени смогла справиться с таким понятием как «травма», преобразуя его в «опыт» с помощью рисунка. Обрела уверенность, что чувства детей зависят от чувственного мира родителей, но все же и сам человек, в любом возрасте, способен осознать и отрегулировать свою внутреннюю жизнь.

Занятия продолжает посещать, отношения с молодым человеком возобновились.

Как видно из этих примеров, арт-терапия помогает людям абсолютно разных возрастных категорий, попавших в различные жизненные ситуации, испытывающих различные проблемы. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что этот метод лечения физических и психических заболеваний нуждается в широком распространении. Но основная проблема состоит в том, что любое продвижение чего-то нового несет за собой немалые финансовые затраты. Все эти годы финансирование проекта «Внедрение арт-терапии на Николаевщине» осуществлялось за счет средств зарубежных партнеров: Корпус Мира США в Украине, отдел прессы, образования и культуры Посольства США в Украине, финансовый Фонд Билла и Мелинды Гейтс, частные лица – граждане США. Но, учитывая, что специалисты по арт-терапии нужны именно нашему украинскому обществу и, в частности, нашему региону, то очень хотелось бы надеяться, что областные и городские власти всерьез озаботятся проблемой подготовки квалифицированных специалистов данной области и включат финансирование данного проекта в свои бюджетные программы.

Заместитель начальника управления образования и науки Николаевской обладминистрации Анна Каськова, лично посетив семинары по арт-терапии, осталась очень довольна деятельностью НООО «Диалог». «Я думаю, что метод арт-терапии может быть использован не только в работе со студентами и детьми, но и с представителями педагогических профессий. Сейчас учителя зачастую жалуются на усталость, эмоциональное выгорание, на то, что они не видят выхода из проблем - на работе уроки, конспекты, методические объединения, дома – свои дети, готовка и т.д. И порой нужен совершенно иной, свежий взгляд на собственную жизнь, а выработать его неоткуда и идти некуда и не к кому, а оказывается под руководством опытного психолога, практически бесплатно или за минимальную оплату можно самому себе запустить такой шикарный механизм на улучшение собственной жизни, причем адаптированный к самому себе. Практические занятия со студентами это не эксперимент, а продолжение социального партнерского проекта, он уже признан, он же срабатывает в нашем регионе. В данном случае очень важно, что общественная организация «Диалог» есть инициатором. Организация не политизирована, не привязана к конкретному учебному заведению, т.е. она сотрудничает с учеными разных стран и разных школ арт-терапии и привлекает их для работы в Николаевской области. Тем самым готовит определенную группу психологов, учителей, тренеров для дальнейшей работы в регионе»,– отметила А. Каськова.

Общественная организация «Диалог» выпускает сегодня подготовленных специалистов по арт-терапии, так как такой специализации нет ни в одном ВУЗе Николаева. Во всем мире получение такого специального образования обходится очень дорого, но, поскольку «Внедрение арт-терапии на Николаевщине» - это социальный проект, то у будущих слушателей семинара есть возможность получить его за чисто символическую плату, естественно при условии бюджетного финансирования. Специалисты арт-терапевты крайне необходимы нашему городу. Ведь те же больницы, социальные заведения, интернаты не имеют средств пригласить психологов арт-терапевтов для проведения необходимого лечения. Эту функцию на себя могли бы взять студенты-слушатели Школы социального арт-терапевта, с которыми заключаются договоры на отработку практики в городских больницах.

Летом этого года НООО «Диалог» получила статус официального представителя Восточно-Европейской Ассоциации арт-терапии (София, Болгария) по югу Украины. Но для того, чтобы достойно представлять наш регион и нашу страну в европейских странах, мало одного только энтузиазма. Нужна поддержка и всяческое содействие местных властей. У нашего города огромный потенциал в развитии арт-терапии в нашем регионе. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии и арт-терапии В. Никитин (Москва, Россия) в одном из своих интервью, посвященных развитию арт-терапии в Украине, сказал: «в Украине есть хорошие традиции в психотерапии. Я вижу подвижность в Украине даже больше, чем в России с точки зрения инноваций. Желание развиваться, желание познавать новое и внедрение этого нового в жизнь. Николаевская группа арт-терапевов – сильная группа, потому что здесь собрались профессионалы, которые не просто увлечены, а которые уже владеют информацией, используют эти знания в своей работе. Радует, что группа принимает все направления с интересом. И я думаю, что чем больше видений имеет специалист, тем лучше. Разные школы, разные специалисты дают разные подходы и усиливают общую позицию профессионала».

Арт-терапия – это еще один путь, который может объединить Николаев и Европу, представить в выгодном свете наш город не только как город корабелов, но и как город, идущий в ногу со временем по пути внедрения передовых технологий во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Давайте все вместе поможем этому объединению. Ведь в данном случае наше неравнодушие может спасти кому-то жизнь…

Татьяна Делик


Немає коментарів: