Участие руководителей региона в этом процессе больше формальное, чем реальное, невзирая на их ответственность за эффективность хозяйственного комплекса в целом. Основной упор в работе чиновников направлен на создание благоприятных для производств условий.
При таком хозяйствовании конкурентоспособность Николаевщины определяется двумя взаимосвязанными параметрами. Один из них – качество управлениям предприятиями, а второй – качество управления хозяйственным комплексом в целом.
Качество управления предприятием связано, в первую очередь, с наличием или доступностью производственных ресурсов в виде капитала и труда. Формированием и развитием рынков этих товаров региона занимается местная власть. Если она это делает хорошо, то исходные условия для высокой конкурентоспособности территории налицо. В противном случае конкурентоспособности приходится очень туго. Управление рынками капитала и труда на Николаевщине считать качественным сложно – отток наличного в регионе капитала и квалифицированного труда много больше притока.
Далее, качество управления предприятием зависит от состояния местных рынков товаров и услуг, которое входит в круг проблем местной власти. Без её решения о высокой конкурентоспособности территории можно только говорить. Управление рынками товаров и услуг на Николаевщине не конкурентоспособно – большее количество товаров и услуг, потребляемых громадой, производится за пределами николаевского края.
Одним из эффективных приемов успешности региональных рынков капитала и труда, товаров и услуг является льготное налогообложение, установленное на законодательном уровне. Однако наличие такого закона – это только возможность, а не автоматический взлет конкурентоспособности. Например, льготы, заложенные в закон Украины «Специальная экономическая зона «Николаев» оказались не востребованными из-за низкого качества управления территорией.
Чтобы конкурентоспособность повысилась, необходимы системные усилия, направленные, в первую очередь, на развитие региональных приоритетов. Качество определения приоритетов – ключевое условие успеха.
Приоритет развития – это направление, способное обеспечить отдачу от вложенных ресурсов в максимально возможных объемах в приемлемые сроки.
Каждое приоритетное направление требует усилий местной власти в части администрирования, концентрации интеллектуально-трудового потенциала, содействия в организации финансово-хозяйственного обеспечения, лоббирования интересов региональных исполнителей на рынках сырья, материалов и сбыта, проведения информационных компаний. Если участие власти действенное – взлет конкурентоспособности территории неизбежен. Так гласит теория и практика – немало регионов Украины именно так получили статус конкурентоспособных на национальных и мировых рынках.
Невысокая конкурентоспособность николаевского региона – это в основном следствие местных программ развития. Примером таких документов может выступить программа «Николаевщина – 2010», составленная в лучших традициях административно-плановой экономики. В её основу был положен образный девиз: к 2010 году Николаевщина должна превратиться в «неотразимую красавицу».
Предполагалось, что произойдет это вследствие «макияжа с кремами на основе инноваций и инвестиций», втирания «масел из эффективности и энергосбережений», использования «головных уборов из благоприятных условий и качества потребления», «верхней одежды из конкурентоспособности и экономичности», «обуви из научно-технического опыта и международного обмена», «стелькам из мягких налогов», «чулочно-носочным изделиям из стабилизации, применения и использования».
Как и должно год 2010 пришел вовремя. Однако запланированное превращение Николаевщины в «неотразимую красавицу» не состоялось – сталась она невыразительной. Возможно всё из-за того, что «кремы для макияжа» – оказались не качественными, «головные уборы» – размером не подошли, «верхняя одежда» – поношенной оказалась, «обувь» – без лоска случилась, «налоговые стельки» – быстро поизносились, а «чулки да носки» с заплатками оказались – пятки голые скрыть не сумели. Как следствие первые десять лет нового века Николаевщина продолжала жить в согласии с принципом «не до жиру быть бы живу». Качество управления не позволило конкурентоспособности вырасти. Много об том говорили – «воду в ступе толкли», напрягались, кряхтели, тужились, а поднять конкурентоспособность так и не смогли.
Но не стала власть николаевская по такому случаю унывать да горевать. Произвела она на свет программу развития новую, как две капли воды похожую на «Николаевщина – 2010» с надеждой, что участь у неё может случиться другая. Чтоб не сильно мудрствовать решили чиновники старый «гардероб программный» вновь использовать – «ведь голой да босой» «Николавщина – 2010» всё ж не осталась.
P.S. Нынче власть декларирует подмогу от Агентства США по международному развитию (USAID) в повышении конкурентоспособности региона. Пять лет такое назад уже имело место, правда, на городском уровне. Для власти прелесть подобной инициативы в том, что:
Однако опыт выполнения таких проектов показывает – это сродни желаниям «чужими руками жар загребать», что на качестве управления регионом не скажется. Безусловно, проект специалисты из Агентства США напишут, и будет от хорошим, но выполнять его предстоит местным во в чем заковырка. Именно так случилось со «Стратегическим планом развития г. Николаева» на 2007 – 2011 годы, разработанного тем же самым Агентством США по международному развитию (USAID).
Любит властный чиновник на Николаевщине сыр бесплатный, не памятуя о том, что он к столу чрез мышеловки подается. Но нередко соблазн у него возникает: сыр – самому употребить (быстро), а в мышеловку – других подставить.
P.S. Нынче власть декларирует подмогу от Агентства США по международному развитию (USAID) в повышении конкурентоспособности региона. Пять лет такое назад уже имело место, правда, на городском уровне. Для власти прелесть подобной инициативы в том, что:
- свои деньги на программу развития расходовать не надо – платят другие;
- отчет о выполнение такой программы больше формальность, чем реальность – собственных расходов не было, значит и спрос с исполнителей лояльным будет;
- это великолепная возможность для лозунговой активности и заботливости.
Однако опыт выполнения таких проектов показывает – это сродни желаниям «чужими руками жар загребать», что на качестве управления регионом не скажется. Безусловно, проект специалисты из Агентства США напишут, и будет от хорошим, но выполнять его предстоит местным во в чем заковырка. Именно так случилось со «Стратегическим планом развития г. Николаева» на 2007 – 2011 годы, разработанного тем же самым Агентством США по международному развитию (USAID).
Любит властный чиновник на Николаевщине сыр бесплатный, не памятуя о том, что он к столу чрез мышеловки подается. Но нередко соблазн у него возникает: сыр – самому употребить (быстро), а в мышеловку – других подставить.
В.А. Никитин, эксперт Всеукраинской экспертной сети
13 ноября 2011 года.
Немає коментарів:
Дописати коментар