Грянул финансовый кризис 2008. За ним в Украину пришел экономический спад. Каждый месяц закрываются газеты и телерадиокомпании. Время очень удачное для перемен в отрасли.
Какие они должны быть?
В менеджменте медиабизнесов.
Кого выбирали еще 10-15 лет назад в редакторы? Естественно самых творческих и... лояльных. А рынок требует?
Самых отчаянных, предприимчивых и активных. А они как раз исчезли из редакций как чуждые элементы. Хорошо если некоторые создали под себя медийные проекты(газеты/сайты, студии), большинство - пустились в самостоятельное частнопредпринимательское плавание (торговля/услуги). В редакциях пришлось выбирать из ... старых и малых. Большинство украинских редакций сегодня влачат жалкое существование. Это можно понять сравнив даже с зарплатами коллег в Польше. Одни не уходят из журналистики потому, что пару лет до пенсии, другие - ничего делать другого не хотят(может и правильно)! Помните про условное деление всей медийной отрасли, которое я применил в начале, так вот второй отряд - ново деланный и оказался своеобразной отдушиной (оффшором) отечественной журналистики. Там можно заработать и свет посмотреть, машину и даже дом купить. Знаю одного молодого мужчину - прирожденного репортера, который за последние 10 лет несколько раз уходил и возвращался из разных государственных редакций газет и телеканалов. У коммерсантов он зарабатывает на хлеб(квартиру), а в государственных медиа - звания и общественное положение.
Значит, как ни крути, а есть в отечественной медиаотрасли еще одно деление на журнализм как бизнес и государственную службу. Но роднит их всех - жуткая неэффективность менеджмента. Одни много проедают, другие - мало зарабатывают. Нынче и те и другие имеют шансы исчезнуть, а персонал - стать безработными или малооплачиваемыми специалистами. Еще не известно, что хуже!
Для отечественной экономики 18-20 лет назад был предложен западный рецепт "навязывания эффективности" новыми собственниками - приватизация. На практике оказалось, что не все новые собственники оказались более умелыми управляющими, чем государство.
Что я предлагаю?
Оперативно организовать программы повышения квалификации менеджмента отечественных масс-медиа. Все ныне устойчивые бизнесы не раз проходили через обучение менеджмента. А попытайтесь вспомнить, когда был на учебе по управлению ваш главный редактор?!А необходимо, чтобы и заместители и руководители отделов и менеджеры по сбыту рекламы осваивали премудрости ведения бизнеса.
А новации?
О них в отечественных редакциях если и слышали, то уж точно не в менеджменте. Большинство редакторов к сожалению не знакомы с такой технологией, как управленческий учет. И уж точно не могут его настраивать.
Если хочется, чтобы масс-медиа зарабатывали деньги для себя и своих владельцев и сотрудникам выплачивать достойные зарплаты, то стоит позаботиться, чтобы их управленцы имели соответствующие моменту знания. А то как сегодня представить, что директор алюминиевого завода знает только процесс производства и не знает современные принципы управления персоналом? Конечно, вчера редактору достаточно было знать партийного секретаря или мера. А сегодня - основы контролинга и бюджетирование в условиях высокого уровня неопределенности, а также сбалансированную систему показателей, которые помогут успешно преодолеть кризис.
Можно ли в отечественных вузах, там где учат журналистов организовать такую учебу?
Думаю задача непреодолимой сложности. Иначе бы в курсах магистров журналистики была бы уже вчера не история(партийной) журналистики, а менеджмент и маркетинг.
Отечественные бизнес-школы, в одной из которых учился автор, наверное быстрее бы откликнулись на экстравызов из масс-медиа отрасли, если бы не были "запружены" деловыми партнерами, которые еще вчера "воротили нос" от собственной учебы, из металлургии и химии.
Думаю, что для оперативного решения задачи "запуска" скоротечных (от 3-х дней до 40 недель)курсов повышения управленческой квалификации редакторов, нужен интегратор решения. Несколько похожих курсов уже организовывал Колледж прессы и ТВ, слышал только положительные отзывы.
Проведения циклов семинаров для редакторов было бы особенно полезным с приглашением консультанта-посредника(модератора), для передачи знаний по повышению эффективности и реорганизации редакций в современные бизнесы. Этот или эти люди, должны знать и организационные принципы газетно-телевизионного дела, и современный менеджмент, быть ярко-выраженными рыночниками. У них должны быть обширные связи в среде бизнес-тренеров и в то же время среди медиаотрасли.
Коллективным заказчиком могла бы стать старейшая профессиональная организация - НСЖУ.
Если мы действительно хотим преодолеть кризис в медиабизнесах Украины, а не заболтать в очередной раз, небходимо осознать, что наиболее эффективный способ трансформации - это обучение менеджеров! Другого мир не изобрел. Редакторы, которые ознакомлены с новыми идеями (практиками) организации бизнеса, становятся распространителями (пропагандистами, если хотите) знаний о том, как не допускать или преодолевать кризисы. Руководимые ими бизнес единицы, обретают финансовую устойчивость, генерируют новые продукты, создают новую добавленную стоимость, а не только слухи и страшилки.
Коллективным заказчиком могла бы стать старейшая профессиональная организация - НСЖУ.
Если мы действительно хотим преодолеть кризис в медиабизнесах Украины, а не заболтать в очередной раз, небходимо осознать, что наиболее эффективный способ трансформации - это обучение менеджеров! Другого мир не изобрел. Редакторы, которые ознакомлены с новыми идеями (практиками) организации бизнеса, становятся распространителями (пропагандистами, если хотите) знаний о том, как не допускать или преодолевать кризисы. Руководимые ими бизнес единицы, обретают финансовую устойчивость, генерируют новые продукты, создают новую добавленную стоимость, а не только слухи и страшилки.
Немає коментарів: