понеділок, 22 серпня 2011 р.

Спасение архаичных бизнесов


Знания законов, как и любой информации, может помочь правильно распорядиться ими. Множество раз звучала мысль, что привлечение профессионалов, страховка от недружественных поглощений, на которые идут конкуренты, но чаще всего реакция запаздывает. Окружающая действительность подбрасывает новые и новые примеры. Сегодня мы публикуем заметки практикующего директора юридической компании "Оперюрпом", который не раз одерживал победы. Кто-то найдет знакомые ситуации, кто-то сможет сделать правильный вывод. Медийная же составляющая юридической защиты - новейшая техника, которую представляет на рынке Агентство полезной информации "ТЕТРА" . Итак ...
Председатель без головы 

Словом рейдер уже пугают непослушных детей. Воображение рисует хищных акул капитализма отбирающих заводы и пароходы у тружеников. Но бывают случаи, когда раздевают и наказывают самих доморощенных рейдеров. И хотя история рассказанная далее является классической, желающих поиграть в «рейдерство» прибавляется, а руководителей «совкового» типа не убавляется.
Итак, середина 2000-х, против руководителя крупного областного строительного треста на юге Украины состоящего из 18 предприятий один из бывших заместителей с группой подчиненных затевает заговор с целью смещения с должности и захвата имущества. Целью рейдеров стала база предприятия расположенная в хорошем месте. Заговор назревал давно, но руководитель треста, возглавивший его еще в начале 80-х только снисходительно смотрел на суету бывших подчиненных. Типичная архиошибка красных директоров, считающих, что уж если их на должность поставил обком КПСС, то это навсегда. Но обком исчез вместе с КПСС, а управленческие навыки директоров не поменялись. И хотя захват наиболее лакомых кусочков собственности пришелся на 1990-е, некоторые из красных директоров руководили до наших дней, оставаясь по сути, совковыми менеджерами в информационный век.

В тресте несколько лет назревал конфликт между красным советским председателем и недовольным менеджментом высшего звена. Претензии выдвигались руководителю неоднократно, но он словно не замечал их и гнул свою линию, собирая нелегитимные конференции учредителей на которых подтверждал свои полномочия. Но учредители, в среде которых пророс сорняк раздора уже, в отличии от советского времени не приезжали на конференции в полном составе и не голосовали в дружном одобрямсе. Конфликт приобрел острую фазу, но председатель не поменял своего стиля руководства, не выработал стратегии защиты, даже не нанял корпоративного юриста!

Захватчики, отвлекая внимание председателя бесконечной перепиской с надуманными требованиями, не теряя времени нарисовали задним числом протокол конференции объединения в котором большинство из участников имело к тресту такое же отношение, как лиса к охране кур. Наставив на листе бумаги достаточное (по арифметическим подсчетам) количество подписей, они тайно вносят данные про нового руководителя в единый государственный реестр предприятий и организовывают передачу недвижимого имущество (базы объединения) несуществующему асфальтобетонному заводу, а затем с помощью знакомого судьи оформляют базу на некое ЧП «АЗОВ-МИ», учредителями которого по невероятному стечению обстоятельств числятся сами захватчики. Причем все это время, а операция заняла 7 месяцев, законный красный директор находился на рабочем месте, осуществлял хозяйственную деятельность и не предпринимал не только никаких мер к защите, но и не знал о том, что он уже пол года как не имеет полномочий. Типичная экономия на юристе окончилась для советского управленца плачевным финалом. Конец был предсказуем и наступил свежим осенним днем, когда председатель обнаружил на двери административного здания новый замок а рядом с ним не менее новую охрану. После продолжительных препирательств замок остался на двери, охрана подле, а разжалованный председатель отправился восвояси.

Будь захватчики немного терпеливей и хитрее, смогли бы успешно окончить переоформление имущества, найти покупателя и продать его (тем более доступ на территорию у них был свободный, так как в группе были и действующие менеджеры объединения) без «военных» действий. Но жадность и жажда отыграться на надоевшем председателе заслепившие разум доморощенным рейдерам и сыграла с ними злую шутку. Долгое время пытавшийся сэкономить на юристах в свойственной ему советско-номенклатурной манере оскорбленный и обозленный бывший председатель пустился в тяжкую и в очередной раз обходя родной город зашел таки в юридическую компанию специализирующуюся на решении корпоративных споров. Надо заместить, что к тому моменту был оформлен не только новый председатель треста (весьма недалекий персонаж – марионетка в руках более старшего члена рейдерской группы) но и новый собственник в лице упоминавшегося ЧП «АЗОВ-МИ». Удивительно, но даже потеряв должность и контроль над имуществом, бывший председатель пытался продолжать экономить на юристах, и пытался решить «вопрос», в свойственной ему советско-номенклатурной манере бесплатно, пользуясь наработанными за годы работы знакомствами.

Возможно захватчики и смогли бы застолбить за собой имущество, будь они более гибкими, дав бывшему руководителю отступные и возможность уйти на пенсию не потеряв лица. Зачастую так и происходило во многих предприятиях в лихие 90-е. Но имея в друзьях начальника райотдела милиции, председателя местного исполкома, судью и руководителя регистрационной палаты, имея в своих рядах депутата местного совета и члена исполкома, чувствуя себя защищенными админресурсом они с презрением смотрели на своего бывшего начальника перед которым приседали четверть века. Загнав его в угол, забрав у него все и в насмешку отослав ему трудовую книжку с записью об увольнении, эти повелители мух превратили бывшего красного директора в рыбу-проводника для способных специалистов корпоративного права, а себя в удобную и хорошо видимую мишень.

И уж совершенно глупой можно считать решение захватчиков провести конференцию на которой один единственный участник (в лице нового руководителя треста) исключает всех 17 учредителей из состава участников объединения. Такие подарки в виде поддержки обозленных на нового директора учредителей от умных людей ждать бесполезно. Своими действиями захватчики загнали себя в капкан.

На протяжении недели, собрав информацию о группе захватчиков и их возможностях, был составлен план возврата и защиты украденной собственности. Довольно легко большинство учредителей, обманутых и изгнанных из объединения захватчиками выдали доверенности на представительство своих интересов адвокатам юридической компании и стали на поддержку бывшего руководителя. Был дан ход одному из многочисленных договоров поручительства без учета выдававшихся трестом своим дочерним предприятиям, выявлены задолженности, по которым поручителем выступал трест, найден общий язык с человеком представляющим интересы объединения по доверенности и он недовольный недоплатами объединения выдал необходимую информацию юридической компании. Решением кассационных судов были отменены незаконные решения местных судов принятых в пользу рейдеров.

Инициировав ряд открытых и доступных (для захватчиков) судебных процессов по восстановлению бывшего председателя в должности, основные судебные процессы по возврату и защите собственности были тихо проведены в других областях Украины, вдалеке от местного админресурса, правоохранителей и судов. Так-же незаметно было проведено переоформление имущества на нового держателя собственности - киевскую фирму. Захватчики о проведенной операции узнали в тот момент, когда бывший председатель был восстановлен в должности, имущество, по согласованию с учредителями оформлено на столичную компанию, а сами рейдеры остались без поддержки учредителей и оказались втянутыми в десяток судебных споров. Обращение за помощью к административному ресурсу не увенчалось успехом, т.к. местные чиновники никак не смогли повлиять на суды проходящие в других областях и проявив свой интерес на стороне частных лиц-захватчиков сами подставили себя под удар в не самый безоблачный для мелких чиновников период борьбы с коррупцией. В такой способ активные действия были выведены на поле совершенно чужое для захватчиков, на котором у них не было привычных коррупционных возможностей в местных судах и у правоохранителей. Более того процесс возврата и переоформления собственности произошел без физического захода на предприятие (т.к. оно ничего не производило, прибыли не имело и представляло из себя только объект недвижимости). По сути, захватчики вынуждены были выступать в роли завхоза при этом оплачивая все счета за содержание базы, нести убытки и охранять имущество принадлежащее противнику.

Здесь не описаны многочисленные перипетии, параллельно развивающиеся события – так разработчик схемы захвата предприятия некий арбитражный управляющий Ц. уже находится под следствием за совершение более тяжких преступлений, «председатель» рейдерской группировки превратился из совладельца треста в кляузника и жалобщика оббивающего пороги присутственных учреждений.

Если бы не экономия на «красного» директора на юристах, рейдеры не смогли бы забрать и присвоить деньги со счетов треста (а это около 1 000 000 долларов) движимое имущество и другие ценности.

В этой истории обеими сторонами конфликта использовался целый ряд оснований рейдерства – долги, неправильная приватизация, распри владельцев и обиды бывшего менеджмента.

Приоритетами в защите бизнеса в информационный век становится не дружба с прокурорами и судьями и не охрана ворот предприятия. Главное непрерывная оценка «атмосферы» внутри и вокруг вашего бизнеса. Угрозу сегодня могут представлять даже незначительные конфликты в коллективе, среди собственников, самый незначительный интерес контролирующих органов. Вовремя вычислить недругов и обезопасить компанию могут только подготовленные специалисты. Бизнес экономящий сегодня на специалистах антирейдерах завтра может обнаружить, как на его деньги живут и экономят другие.





Максим Коваль

Немає коментарів:

Дописати коментар