(1889, Рига - 7.5.1951, Москва), председатель Военной коллегии Верховного суда СССР (1926-48), генерал-полковник юстиции.В одних источниках сказано, что он из семьи потомственных граждан, в других мать называют литератором, а сам он в анкетах указывал, что родился в семье профессионального революционера, во что, принимая во внимание время и место действия, верится с трудом. Ни специального образования, ни геройских подвигов за ним не числилось, лишь жена - работница ленинского секретариата, когда с начала 20-х годов прошлого века началась его карьера в органах военного правосудия. Правда был начальником Особого отдела морских сил Черного и Азовского морей. В феврале 1922 руководил массовыми арестами и расстрелами морских офицеров белых армий, оставшихся в Крыму. А потом пошло-поехало. С 1926 по 1948 он - председатель ВКВС. Мы приводим пример, как люди из "ниоткуда" компенсируются на всех вокруг, превращая их в жертвы.
На первых порах (художник Борис ЕФИМОВ вспоминал процесс настоящего врага советской власти Бориса САВИНКОВА) он вел дела умело, корректно и культурно, да и приговоры впоследствии поражали своей гуманностью. Ульрих и позже умел казаться мягким, даже шутил с заключенными, но лишь за период с октября 1936 года по ноябрь 1938-го приговорил к расстрелу 25 355 человек. После убийства СМ. Кирова в декабре 1934 г., «подключился» к подписанию смертных приговоров, сблизился со Сталиным. К 1937 г. устные и письменные отчеты Ульриха перед вождем стали почти ежедневным делом. В конце 1930-х годов председательствовал на процессах «контрреволюционной военно-фашистской организации», «право-троцкистского центра», но чаще всего — на закрытых заседаниях Военной коллегии. Подписал санкции на расстрел Ягоды, Ежова. «Это была живая составная часть сталинской гильотины», — говорит о нем Д. Волкогонов (Триумф и трагедия // Октябрь. 1988. № 12. С. 121). Штрихи к портрету «судьи-убийцы» находим у А. Солженицына. «Он не пропускает случая пошутить не только с коллегами, но и с заключенными (ведь это человечность и есть! Новая черта, где это видано?). В поступавших и на него доносах нет никакой крамолы, палач только недоумевал, как можно, "не топая ногами и не замахиваясь кулаками, разговаривать с арестованными", и проговаривался, что не раз лично расстреливал осужденных (так им был убит руководитель советской военной разведки Ян БЕРЗИН).
Называющий себя энциклопедическим словарь "Империя Сталина" уверяет нас, что в 1950 году Ульрих был арестован и умер, находясь под стражей. На самом же деле он, хоть и был снят с должности "за утрату чувства партийной ответственности" (а попросту пьянки и двоеженство), умер в своей постели и был с воинскими почестями похоронен на Новодевичьем кладбище.
К нему многие обращались за помощью, но безрезультатно. Большую часть жизни жил не дома, а в номере люкс гостиницы «Метрополь». Единственная страсть, которая поглощала его, — коллекционирование бабочек и жуков. А единственный памятник остался в виде названия улицы, почему-то в Донецке, тогда Сталино.
Немає коментарів: