Выживет ли отечественное предпринимательство вопрос не только экономический, но в первую очередь, социально-политический. Частная инициатива по продуцированию прибыли, которая заняла 2 десятка лет наиболее пытливых, находчивых и образованных, стала чахнуть под напором глобального финансового кризиса. Денег в экономике становится все меньше, а значит их добыча – все ожесточеннее. Конкуренцию составляют и крупные бизнесы, и международный капитал, которые норовят увести, и людей, и заказы и рынки. И вот ровно год назад Международная Финансовая корпорация в партнерстве сo Щвейцарской конфедерацией запустили «Проект по преодолению последствий кризиса в корпоративном секторе».
Когда человек на свой страх начинает бизнес деятельность у него никто не проверяет наличие диплома. Жизнь сама выставляет оценки. Иногда случаются драмы. Как правило дефицит тех или иных навыков и знаний в малом бизнесе принято «затыкать» приглашением родственников, детей. Сложность современного этапа в одномоментной пропаже кредитных капиталов и наличных средств у покупателей. Отечественному малому бизнесу конечно же не хватает знаний в различных секторах бизнес-практик, чтобы успешно пройти этот кризисный период. Мало шансов без новых прорывных идей выбраться на путь устойчивого развития бизнеса, но их еще меньше если не осваивать классические практики, отработанные американскими и западноевропейскими коллегами. В конце концов, никто не отменял истину, что кризис – это шанс для тех, кто настойчив!
Программа обучающих семинаров включала в себя 4 модуля. 1-й о стратегиях преодоления кризисов. Его с большим успехом провел Александр Мертенс у которого за плечами и опыт администрирования бизнеса, и преподавательской работы в бизнес-школе. Владельцы бизнесов и топ-менеджеры должны помнить, что в кризис очень сильно меняются потребители, значит нужно менять собственные продукты. Развития бизнеса в условиях нестабильности: новейший опыт, где вчерашние инструменты не работают. Этот семинар, который и начал учебный год заставил некоторых участников «запустить» серьезную аналитическую работу по выявлению новых шансов и стратегий работы.
2-й модуль был посвящен управлению рисками. Знания, которые были получены здесь помогли верно распознать где стратегические риски, а где операционные, а значит – верно подобрать рецептуру лечения.
3-й модуль, который проводили молодые юристы Ольга Белякова и Тарас Бурган из международной юридической кампании CMS Cameron McKenna, был посвящен реструктуризациям и банкротствам. Нынешние времена стали для многих отечественных предпринимателей первыми, когда нужно принимать ответственные решения в области права. Одно дело, когда экономика на подъеме и совсем другое, когда на счету отрицательные значения. Как не «утопить» собственное закредитованное детище еще и не очень уместными юридическим действиями? На семинаре рассматривали, как методы, так и правила поведения, когда ошибки в ведении бизнеса уже совершены. Оказалось, что большинство банкротств, отнюдь не «технических», а случилось из-за неверного расчета на самоинвестирование в условиях изменившихся курсов.
4-й модуль, который уже проходил во время первого летнего зноя, был создан известным отечественным аудитором Романом Водолазским из «ПрайсуотрехаусКуперс» Украина и посвящен оптимизации оборотного капитала. Ювелирное финансовое управление оборотным капиталом – это сегодня не блажь, а настоятельная необходимость уже и для малого бизнеса. Все кто интуитивно это делал, на семинаре не только себя комфортно чувствовали, но и получили новые знания, как управляя периодами оборачиваемости, обеспечивать маржинальную прибыль. А вооружившись калькуляторами все смогли просчитать учебные задания по менеджменту дебиторской и кредиторской задолженностями.
Такой подробный обзор уникальной учебной программы для малого бизнеса, которой было охвачено почти 1000 бизнесменов в 15 городах Украины свидетельствует, что оздоровление отечественного малого и среднего бизнеса не за горами. Если?
Вот именно, если все «похудевшие» отечественные компании смогут вовремя одуматься и выбрать здравую стратегию дальнейшего существования. То ли объединяясь с такими же пострадавшими, или вливаясь в более сильные и крупные, сотни и тысячи фирм могут продолжить бизнес-практику. А могут быть «пущены на ветер»… Совершенно очевидно, что для принятия управленческих решений сегодня предпринимателям недостает, не только знаний бизнес-практик, но и банальной, но объективной информации о состоянии рынка. И тут серьезное задание стоит перед бизнес-прессой и ТВ: освещать реальное положение субъектов хозяйствования. А как это делать, когда все факты о бизнесе в Украине принято размещать за деньги? А значит, объективностью тут и не пахнет.
В ходе действия антикризисной консультативной программы МФК стало очевидно, что в отечественном бизнес-поле еще очень множество незанятых ниш. В частности, не оказывается масса сервисных услуг для бизнесов, например информационного и аналитического характера. Очень скромно отечественные бизнес-практики используют рекламные услуги. Недостаточная структурированность украинского малого бизнеса и слабое адвокаси приводит к искусственной дискриминации малого бизнеса в сотрудничестве с крупным отечественным капиталом.
Слабая заинтересованность органов местного самоуправления в оздоровлении малого бизнеса, которая была продемонстрирована во время реализации программы по преодолению последствий кризиса, свидетельствует, к сожалению, о глубокой системной проблеме. Бизнес инициативных граждан давно стал демфером, сглаживающим социальную напряженность. Именно бизнес выплачивал зарплаты, когда их не получали бюджетники, ликвидировал дефицит продуктов питания, осваивал выпуск новейших образцов товаров и услуг. Именно малый бизнес помогал отечественным банкам выполнять различные кредитные портфели, «запускал» программы жилищного строительства и выступил первым инвестором, практически на каждой административной единице. Уплачивал, в конце концов, налоги, которых в бюджетах раньше не было. А в итоге, «благодарности» - никакой. Местами советы ведут себя по отношению к малому бизнесу, как к докучливым нахлебникам, которые не рабочие места создают, а занимаются бесполезной деятельностью.
Все это надо полагать навевает мысли многим отечественным предпринимателям, быть не только донорами бюджетов всех уровней и взяткодателями для чиновничества, но и хорошо и системно учиться бизнесу. Те органы местной власти, где к сотрудничеству с малым бизнесом подходят по-партнерски, имеют шансы получить солидную прибавку добавленной стоимости, которая будет генерироваться на территории. Конечно, если бизнес будет меняться, совершенствоваться, а не только копировать друг у друга приемы и темы.
В бизнесе сейчас выживут вооруженные знаниями, а не те кто просто «накачаны» деньгами.
Немає коментарів:
Дописати коментар