Украинская педагогика чем-то заражена, коль общество и страна не может выбраться из постсоветского синдрома и выйти на прагматичную столбовую дорогу модернизации и прогресса. Миллионы детей ходят в среднюю школу последние 20 лет, чуть меньше оканчивают вузы, а страна по-прежнему погружена в архаичный летаргический сон. Инициатива личностей не то чтобы порицаема, но не может прорваться сквозь бюрократические «рогатки» и равнодушие сограждан.
Самое большое разочарование для земляков то, что согласно современной информационной парадигме, образования «на всю жизнь» не может быть! Учиться новым знаниям и навыкам нужно и можно всю жизнь. А вот это как раз не очень хочется широким украинским массам. Если еще пожалеть потерявшего работу могут, то понять, зачем человек идет учиться на совершенно новую специальность, отказываются многие. Стабильности, в украинском понимании этого слова, сегодня не может обеспечить местное образование. Что делать? Ну как
минимум обратить внимание на опыт соседних славянских народов, например польского, который не так давно присоединился к кагорте ЕС. Например, одномоментно требуется множество педагогов для взрослых, которые должны переучивать уже сложившиеся личности, адаптируя их к рыночным и демократическим реалиям нашей жизни. Есть ли они в достаточном количестве? Всегда ли формальное образование готово работать с педагогами-новаторами и главное, кто должен формировать госзаказ на учителей для взрослых, или ну их?Мантра о том, что советская педагогика самая лучшая, только дайте нам еще немного денег, привела к тому, что современные педагоги не заметили как быстро постарели. Не только в биологическом смысле, что особенно обидно – в содержательном смысле. Современные, компьютерные технологии просвещения прошли мимо большинства школьных учителей. Сегодня любой школьник имеет пользовательские навыки выше, чем его же школьный учитель. Ну а моральные и эмоциональные составляющие работы педагога очень быстро нивелируются на фоне технологической отсталости. Вот и происходит, что для ученика, все учителя сегодня «чайники».
Нужны адекватные способы «догнать» или хотя бы попытаться успеть за информационным прогрессом. Все мне показалось понимают, что настало время не голосить по поводу наступления компьютеров, а попытаться с ними найти базу альянсирования.
Это очень не просто. Во-первых, сотни книг по которым сегодня учат не имеют своих цифровых аналогов, их предстоит еще «оцифровать» - это довольно трудоемкий процесс.
Во-вторых, предстоит не плюсовать интерактивные учебные курсы с вчерашними и снова увеличить нагрузку на ученика, студента, а очень ответственно «проредить» учебные планы, избавившись от балласта. А там ведь люди, которых придется лишить заработка?
В-третьих, пока процесс осмысления построения компьютерно-образовательных комплексов будет вестись на теоретическом и экспериментальном уровне, вполне вероятно, что компьютерные практики Запада обойдут и предложат на рынке образовательный продукт дистанционный и полилингвистичный. То что он скорее всего будет не славянского происхождения – к бабке не надо ходить!
А тут еще в качестве «гирь» средний возраст отечественных педкадров, который стремительно приближается к … ну и их же низкая компьютерная грамотность.
Задачка выходит не на одно действие. Оптимисты видят выход в коммерциализации образования, точнее в инвестировании частным образом в отечественную отрасль знаний. Вот только что-то не особо заметны успешные школы и университеты, которые не получают бюджетных денег и обходят регуляторные процедуры чиновников министерства образования.
Проблема остается.
В стране, где много грамотных талантливых, никак не закончится переход от индустриальной модели общества к современной – информационной, когда продуктом труда индивида – становится информация. Наоборот, местами наблюдается не просто переезд на жительство в сельскую местность, но и попытки перейти на фазу натурального хозяйства. Значит не тех магистров, специалистов и бакалавров продолжают готовить в украинских вузах. На эмпирическом уровне обыватели уже стали понимать, что не может быть так много юристов, или экономистов, когда производство валового продукта падает. Но в вузах еще очень много «мертвых» специальностей, которые не находят своих студентов, но имеют государственные лицензии. В глаза бросается значительное превышение бюджетных мест для учебы в вузах, над физическим количеством абитуриентов в стране. Но иностранцы пока не составляют значительного числа учащихся, а в то же время в Польше каждый вуз получает «доплату» за каждого украинского спудия.
Маргинальность или состояние между прошлым и будущим не может продолжаться долго. Куда пойдет отечественное образование зависит от множества факторов. И хотя все считают себя специалистами в области образования, концепт школы будущего должны "писать" профессионалы.
Пока у государства будет диктат и монополия на образование - с одной стороны, и, второстепенность рассмотрения возникающих вопросов и проблем в этой области - с другой стороны - этот архаичный зверь под именем "образование" так и будет медленно разлагаться...
ВідповістиВидалитиГосударственная машина слишком большая и заржавевшая, руки и средства у "обслуживающего персонала" к этой области никак не дойдут.