Шоу по культовому произведению Ивана Котляревского "Наталка Полтавка" создал в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии народный артист Украины Николай Берсон. Мне вчера повезло побывать на одном из первых представлений. Как обычно "яблоку негде было упасть". При том, что добрая половина зала - молодые люди. Для них в спектакле очень бережно и точно воспроизведены костюмы полтавщины начала 19-века и хоровое полифоничное пение. Артефакты, которые считаются практически утраченными и не конвертируемыми. А еще - ни в каком популярном учебнике сегодня не встретишь такой точной реконструкции свадебных обрядов.
Душа народа - его обычаи, истинное хранилище этой информации - среда обитания.
Украинский этнос долгие столетия был сельским. Именно в селе и хранят традиции предсвадебные, свадебные. Но во-первых, не во всех современных селах, а во вторых, в микродозах. Здесь ярко проявляется специализация директора театра не только как администратора, но и как ученого-исследователя. Спектакль, который конечно не в полном объеме воспроизводит пьесу 1819 года, зритель ведь поменялся на 2 столетия! И тут нельзя не согласиться с Николаем Семеновичем Берсоном, который накануне премьеры получил награду "Патриот Украины" за проявленный патриотизм и служение Украине: "Осовременить классику, чтобы ее интересно было воспринимать современникам интернета - значит брать на себя ответственность!"
Этно-культурный проект по культовой пьесе 1-го украинского писателя и драматурга, в исполнении Николаевского украинского театра собрал ярких мастеров со всей Украины и этим он особенно ценен. Режиссёр-постановщик Сергей Павлюк из Херсона, художник-постановщик и по костюмам Сергей и Наталья Рыдванецкие из Черкасс, хореограф - Мирослав Воротняк из Коломыи, композитор-аранжировщик Олег Коструб из Херсона, хормейстеры - заслуженная артистка Украины Ружена Рублева (Херсон) и Людмила Головащенко из Николаева. Не могу не отметить и актеров любовного треугольника Наталка (актриса Елена Галушка) Возный (Павел Чирва) и Петро (Максим Руденко) не только вызывали аплодисменты своей талантливой и убедительной игрой, но и откровенно делились энергетикой с залом. Комичность и правдивость повествования в игре актера Вячеслав Кушикова сделала Макогоненко, выборного села очень современным персонажем, только вышедшим, например из Верховной Рады.
Так как украинский танец, является одним из самых "разработанных" кодоносцев души, совершенно очевидно, что постановщик "нагрузил" балет театра различными номерами. И актрисы балета и мужская половина создали точный темпоритм спектаклю, который пролетает перед зрителем быстрее некоторых голливудских блокбастеров. Хочется отметить и заместителя директора по постановочной части заслуженного работника культуры Аркадия Розенблюма: сцена "работала" без заминок и очень емко и пластично.
Я не случайно считаю Николая Берсона самым последовательным патриотом и государственником. Он мог бы и дальше почивать на заслуженных лаврах, а не экспериментировать и просвещать. Но так уж устроен человек ответственный, что он не ждет высочайшего соизволение. Берет на себя право в том числе на неуспех.
Но чем лучшие, творческие личности типа Берсона, отличаются в нашем государстве от менеджеров, например, в промышленном секторе: последние не делают себе "харакири" даже если неуспех сопровождает их деятельность 2 десятка лет! Человек творческий, который открыт самой рампой зрителю, то есть конечному потребителю - обязан завязывать отношения, воспитывать вкус и заставлять думать. Все это можно и не делать, тогда зритель утверждает "не верю!" и уходит в другой театра или усаживается перед телевизором.
Социокультурный менеджмент, наверное самый емкий и пластичный из разделов науки об управлении. Те кто им овладевает, имеет право создавать веяния, тренды. Такой спектакль феномен не только для культурного ландшафта Николаевщины. Я думаю, что и фестиваль "Мельпомена Таврии", который будет проходить в конце мая в Херсоне, по-достоинству оценит эту новую работу украинского театра из Николаева.
Хочу верить, что этот спектакль ждет очень успешная заграничная гастрольная судьба. Например в Москве и Брюсселе, при соответствующем сопровождении его ждет успех. Главное, он работает на понимание чего хотят украинцы в жизни! Именно понимания пытался достичь масон Котляревский, сегодня это убедительно сделал постановкой Николай Берсон.
В.Головченко
МАТЕРИАЛ В.ГОЛОВЧЕНКО, В ДАННОМ СЛУЧАЕ О ТЕАТРЕ, КАК ВСЕГДА БЕЗУПРЕЧЕН! КАК ЧИТАТЕЛЬ, ПОЛУЧАЮ УДОВОЛЬСТВИЕ, ЗНАКОМЯСЬ С НИМИ. ПРИЯТНО, КОГДА ГЛУБОКАЯ АНАЛИТИКА АВТОРА НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ РОДНОГО ОТЕЧЕСТВА, СОВПАДАЮТ С СОБСТВЕННЫМИ МЫСЛЯМИ. СПАСИБО ТЕБЕ, В.ГОЛОВЧЕНКО, ЗА ТАКУЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ И ТАЛАНТ ПУБЛИЦИСТА. МАЛО СЕЙЧАС ЖУРНАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ НЕ СЛОМАЛИСЬ, НЕ ПРОДАЛИСЬ, А ПРОДОЛЖАЮТ ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ НА ПОЗИЦИЯХ ВЫСОЧАЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПАТРИОТИЗМА... В НАШЕ УРОДЛИВОЕ ОТ МЕРКАНТИЛЬНОСТИ ВРЕМЯ, В УСЛОВИЯХ ДИКОГО И ПЕЩЕРНОГО КАПИТАЛИЗМА ОТ ПАТРИОТИЗМА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ГОРЬКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ В ПОСТРОЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО, МОЛОДОГО УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. Я РАНЬШЕ БЫЛ ЧАСТЫМ ГОСТЕМ СО СВОЕЙ СЕМЬЁЙ В ТЕАТРЕ Н.БЕРСОНА. СЕЙЧАС В СИЛУ СЛОЖИВШИХСЯ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ МЕНЯ, К СОЖАЛЕНИЮ, ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ, НО Я БЛАГОДАРЕН СУДЬБЕ, ЧТО ЛИЧНО ЗНАКОМ С ЭТИМ ПРЕКРАСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И НЕ ПОБОЮСЬ ТАКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ, НО ДЛЯ МЕНЯ И УВЕРЕН, ЧТО И ДЛЯ МНОГИХ ДРУГИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ ТЕАТРА - Н.БЕРСОН ЯВЛЯЕТСЯ ВЫДАЮЩИМСЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ДЕЯТЕЛЕМ! О ТАКИХ КАК ОН МОЖНО С ГОРДОСТЬЮ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ УКРАИНЫ, ДЕЛАМИ ПРОСЛАВЛЯЮЩИЙ НАШУ РОДИНУ! ЖЕЛАЮ ЕМУ И В.ГОЛОВЧЕНКО ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ГЛУБОКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С НАМИ - ВАШИМИ ПРЕДАННЫМИ ЗРИТЕЛЯМИ И ЧИТАТЕЛЯМИ!
ВідповістиВидалити