субота, 5 березня 2011 р.

Студенческий телеканал пятилетку в эфире



Яркая достопримечательность современного Николаева – студенческий телеканал ТАК-TV, который отмечает в марте свое 5-ти летие. За эти годы, кого только не было в эфире Телевизионного Академического Канала – так расшифровывается аббревиатура запатентованного эфирного маркера. Это и кандидаты в Президенты, и популярные музыканты, и актеры, известные писатели и академики-педагоги.

Рожденный как учебная лаборатория Колледжа прессы и ТВ (вуз 2-го уровня аккредитации), канал стал образовательно-информационным фактором медийного пространства Николаевской области. Политики в эфире ТАК-TV появляются, но здесь они в первую очередь живые люди, а не персоны-функции, которые провозглашают партийные догмы. Все это – магия редакторов во главе с Еленой Фибих, которая сама когда-то была студенткой Колледжа и работает на канале с 1-го дня. Собеседникам не просто интересно в студии работать со студентами, они подчас по-новому раскрываются, чувствуя себя легко и непринужденно рядом с молодыми людьми. Все дело в том, что основа персонала канала-юбиляра – студенты-интерны Колледжа прессы и ТВ. Пять составов редакций и служб было за эти пять лет подготовлено в его стенах. Многие состоялись как яркие телевизионные репортеры, кто-то продолжил образование на магистерских программах. Главное, выпускники Колледжа имеют такой внушительный багаж практической деятельности, что с ними не сравнится ни один студент на постсоветском пространстве.

Статистика появления новых героев в новостях ТАК-TV неспроста самая внушительная. Это не только потому, что новостные выпуски выходят тут несколько раз в сутки. Главное – канал работает для молодых и любопытных зрителей, которым интересно добраться до сути факта, явления. И тут на выручку им приходит полтора десятка регулярных программ собственного изготовления. «Такие мужчины» и «женщины», вместе с «такими детьми» и событиями позволяют не только познакомиться с интересными современниками, но и «примерять» на себя разные социальные роли. Специалисты социальной психологии свидетельствуют, что частое смотрение молодыми людьми разнообразных телевизионных форматов вызвано объективной потребностью, так как позволяет «проживать» за экранное время практики поведения в разнообразных ситуациях.

Производя собственные продукты ТАК-TV не просто выполняет лицензионные условия, но и создает национальный информационный и образовательный продукт, которого по-прежнему не хватает на всех субъектов вещания. И все это в городе, где за смотрение местного телевидения соревнуются 5 телевещателей. Правда измеряет пиплметрами уровень своего рейтинга смотрения один лишь ТАК-TV, что также говорит о серьезности намерений молодого канала.

Использование же николаевскими педагогами множества публицистических программ канала под рубрикой «Цени свое» для ознакомления школьников с историей и красотами родного края еще требует своего осмысления. Как и сам факт появления учебного телеканала именно в Николаеве, где появились одни из первых украинских ТВ-станций.

Самым большим достижением николаевского ТАК-TV является тот факт, что несмотря на всеобщее засилье развлекательных телеформатов, он остается каналом познавательным. Каналом фактов, которые добывают для зрителя уже 5 лет новые поколения украинской журналистики. Без догмата и пропаганды, информируя, ТАК-TV учит зрителя думать и самостоятельно принимать решения.

Итак, 5 лет работы телеканала – это и 5 комплектов сотрудников. Ни одна станция не может похвастаться такой «текучестью кадров». Как удается держать уровень программ, люди ведь на разных курсах не повторяются? - спросили мы директор, Глеба Головченко.

- Мы начинаем с отбора студентов. Более 10 лет абитуриенты, поступающие в Колледж, проходят тестирование на психолого-профессиональную предрасположенность к занятию журнализмом. Работа не просто публичная, а требующая частых креативных нагрузок в периоды повышенных стрессов. Работает и естественный отбор в процессе учебы. Мы никого не тянем «за уши». Редакторы и телеоператоры, монтажеры и программные директоры выходят из тех студентов, которые хотят ими стать, а не названы искусственно. В других вузах пробовали повторить в значительно более скромном масштабе опыт создания студенческого телевидения – не выходит!

Дело не в наличии техники, а в педагогической технологии(системе) подготовки – ДИП(дидактическое информационное пространство) ноу-хау самого Г.Головченко, которое он защитил в диссертационной работе на соискание степени кандидата педагогических наук в институте Академии Педнаук.

Знакомясь с практикой первого пятилетия учебного канала, убеждаешься, что были не только апробированы новые телеформаты, но и глубоко отлажены технологические процессы производства. И все это на фоне финансового кризиса и катастрофического сжатия регионального рекламного рынка.
А в это время, множество телепроизводств закрылись или «ужались», распродали активы. Сокращается количество часов собственно новостного продукта. А самое печальное, на телевидение уже не мечтают идти самые подготовленные. Новая – сетевая медиасреда манит все больше таланты.
Формат учебного телеканала ожидают перемены и… Но это уже другая пятилетка, Колледж прессы и ТВ идет в нее уверенно с ярким инвестиционным проектом, который позволит лучшим вузам страны объединиться в построении образовательного информационного пространства.


В.Николаев.


Немає коментарів: