неділя, 27 лютого 2011 р.
Информация, чтобы жить
Все чаще встречаются нашим читателям упоминания про новейшую общественную формацию «Информационное общество». Раньше звалась она постиндустриальное общество, и свидетельствовало о том периоде, который должен был наступить после пресловутой индустриализации. Сегодня мы оставим за рамками нашего повествования тезис, что мы де еще не готовы жить в современнейшем строе… Пусть этот тезис повторяют пессимисты.
Альфой и Омегой информационной эры являются собственно информация знания. Все продукты и услуги продуцируются и реализуются от того, что одним нужна информация, а другие готовы за нее платить!
Может такое быть?
Уверен!
Мы давно уже живем в системе ценностей, где не злато и не капитал выступают самым «дефицитным» товаром. Напомню, что СССР имел такую ресурсную устойчивость, благодаря которой, мы до сих пор эксплуатируем его активы. А информация в нем была «за семью печатями», что стало с этим государством?!
С другой стороны, что кардинально и повсеместно поменялось в жизни всех его жителей на сегодняшний день? Правильно, открылись информация и знания. И если раньше существовал возрастной ценз на образование, то сегодня: бери и осваивай компьютер или философию хоть в 70 лет.
Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. Так может и должно быть, ибо нет нам смысла наращивать «индустриальные мышцы», когда меряться ими придется со странами 3-его мира.
Необходимо трудиться над развитием инфраструктуры, которая бы обеспечивала создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования.
В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом и техническими возможностями.
Количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов – становятся технологическими предпосылками к оформлению информационного общества. Сегодня впору вести разговор о контексте или информационном продукте, потому, что средства производства информации (телекоммуникации и компьютеры) представлены у нас в некотором количестве. Светлые головы и ясные мозги могут и должны «вырвать» свое общество из пучины информационного феодализма и переместить в число стран «золотого миллиарда».
Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.
Одна незадача: отечественная политика слабо сочетается с требованиями эпохи, скорее политики могут представлять интересы сырьевых капиталов, отсюда и почерк прежних эпох…
Однако, помните мы говорили о глобальном характере всего в информационном обществе, политики не исключение, как и финансы и рынки потребления и коммуникации. Живя в информационную эру мы очень быстро «вычислим» что король голый и не для кого это уже не будет секретом.
Та роль, которую сегодня играет информация, обусловила «сжатие» пространства и «ускорение» времени. Передача информации и совершение сотен операций (в том числе, имеющих огромные финансовые последствия) стала возможной в течение считанных секунд. Поскольку информационные потоки начинают играть центральную роль в организации современного общества, регионы, имеющие серьезное значение, оказываются интегрированными в международные сети, связывающие воедино самые динамичные секторы - вместо пространства географических мест приходит пространства, положение объекта в котором определяется пересечением информационных потоков. Украина, если останется информационной окраиной, потеряется в глобальном пространстве, сколько бы не голосили об уникальности доморощенные антиглобалисты, смахивающие на националистов.
Все это отменяет привычный линейный ход времени. У нас нет времени, на эволюционное вымирание носителей «вчерашних ценностей» и постепенное выращивание приверженцев информационной эры.
Это время отличается нестабильностью и ощущением ненадежности, свертыванием роли государства и торжеством глобального рынка, подозрительным отношением ко всему рациональному. Для нашего мира характерно состояние брожения, неустойчивости, текучести, скепсиса, иронии и нестабильности любых отношений. Один из основных признаков нашего времени – постоянная неуверенность, которая является обратной стороной огромного пространства выбора, которое у нас появилось с падением тоталиризма. Попав в постсовременность, мы понимаем, какое количество препон исчезло с нашего пути по сравнению с предшествующими поколениями, но одновременно мы оказываемся перед тяжким выбором, как нам жить дальше, при этом ясные критерии выборы исчезают. Постоянно возникающие перед нами «соблазны», которыми постоянно искушают нас реклама, маркетологи и знаменитости, используя все возможности СМИ и других средств воздействия на наше воображение, тогда как предшествующая система постоянно стремилась держать под контролем источники этих соблазнов.
Таким образом, учитывая рассмотренные теории, можно выделить ряд черт, присущих современному информационному обществу.
1. Рост сектора услуг и роли услуг в промышленности и сельском хозяйстве.
2. Господство постфордистской экономики (гибкость производства, гибкость потребления и гибкость рынков). Интенсификация процесса глобализации.
3. Распространение гибкой специализации и гибкой занятости.
4. Трансформация категорий пространства и времени под влиянием информационных технологий. Формирование пространства потоков и вневременного времени.
5. Господство сетевых форм организации и деятельности. Разрушение привычных иерархий. Повышение роли вопросов идентичности в «сетевом мире».
6. Расширение сферы действия рыночных критериев (включение в эту сферу информационных аспектов жизни общества).
7. Возникновение информационного неравенства, которое, накладываясь на традиционное неравенство, углубляет социальную дифференциацию.
8. Господство корпоративного капитализма как способа производства. Центральная роль в мировой экономике огромных корпораций.
9. Рост количества информационного мусора. Расширение масштабов манипуляции информацией («управление восприятием») и кризис сферы публичной информации.
10. Успехи рефлексивной модернизации: расширение пространства выбора и рост рефлексивности, обусловленный им.
11. Резкое повышения объемов и качества отслеживания со стороны государства и корпораций. Возникновение попыток ответного отслеживания и контроля за ними со стороны граждан.
12. Возникновение нового типа войн – информационных войн.
13. Релятивизация знания и смыслов, эклектичность культуры и самой жизни.
14. Возрастающее количество знаков и возрастающая сложность в установлении смысла знаков.
15. Действие критериев перформативности и товарности в сфере знаний и информации.
16. Перманентная неустойчивость и нестабильность как характеристика постсовременности.
Я думаю, что каждый нормальный гражданин найдет себе применение в новой эре. Не стоит ее бояться, даже если не все пока понятно. Собирайте информацию, учитесь и делайте новую информацию.
В.Головченко.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів: