понеділок, 7 лютого 2011 р.

Микробизнес не вырос из коротких штанишек

На последнем пресс-клубе в студии ТАК-ТВ, посвященном судьбе малого бизнеса на Николаевщине собрались люди неравнодушные к отечественному предпринимательству. Известный каждому бизнесмену в Николаеве – Валерий Ветров, который бессменно полтора десятка лет трудится в госкомпредпринимательстве. Елена Герасимчук из профсоюза предпринимателей, звезда которой взошла на волне декабрьских митингов частных предпринимателей в связи с «продавливанием» Налогового кодекса. Был и профильный заместитель городского головы Роман Васюков, выходец из предпринимательской среды. Молодые и опытные николаевские бизнесмены, имена которых на слуху у покупателей продуктов питания и недвижимости – руководители отраслевых общественных советов предпринимателей. Обсуждали вопрос есть ли перспективы у малого бизнеса?
Радует, что общественники становятся более реалистичными, хотя оптимизм на мой взгляд зашкаливает необоснованно. И вот почему!

Малый и средний бизнес в Украине нужно справедливо называть МИКРОбизнесом, потому, что реально это самозанятость активных и продуктивных личностей. В странах с развитыми бизнес-традициями и давней бизнес-культурой такая деятельность граждан не администрируется фискальными органами как отдельный вид деятельности. Сами граждане уплачивают патент или подоходный налог и плетут или поют, или в конце-концов раскрашивают стены, без привлечения наемных сотрудников.
С начала 90-х годов и отечественный бизнес развивался по классическим рецептам, так чтобы проявляя гибкость и предприимчивость уничтожить дефицит. До 1999 года, когда была введена система упрощенного налогообложения бизнес медленно, но уверено двигался к совершенствованию А дальше – отечественные предприниматели стали ОПТИмизировать свои налоговые отчисления и … переводить своих наемных работников в разряд ЧП(частных предпринимателей), которыми они по сути не являлись.
Десятилетия своеобразного внутреннего офшора не сказались благотворно на предпринимательской среда, а скорее развратили ее за счет притока большого числа граждан, которые в кошмарном сне не смогли бы себя представить рискующими всем ради реализации своих предпринимательских идей! Таким предпринимателя нанять бухгалтера кажется непозволительной роскошью. Не говоря уже а консультантах по маркетингу. Вся страна наполнилась лавочниками, которых почему-то назвали предпринимателями. Проблема усугубилась, когда «закрылись» дешевые кредиты. Бизнес-копирование и превалирование мелоктоварной торговли над другими видами деятельности, не позволяет сегодня вести речь с предпринимателями об инновациях и инвестициях. Я было поднял разговор об этом на пресс-клубе. Мол до тех пор, пока у предпринимателей не будет потребности учиться новым знаниям и технологиям, о капитализации стоит забыть. На что многие гости замахали, мол законы у нас не способствуют развитию бизнеса.
Господа! Во всем мире бизнес действует не по государственным программам протекции, а скорее всего обходя тренды и конкурентов по самой неимоверной траектории. Ну к примеру, как во времена правления президента Буша-младшего мог развиться в многомиллиардную компанию Фейсбук, Буши ведь всегда представляли интересы военно-промышленного и сырьевого капитала?
Гипериндивидуальность играет с жителями Украины злую игру. Все хотят получить единоличный результат своей деятельности, да побольше. Но забывая при этом, что умножение усилий, а значит эффект может происходить лишь от складывания 1+1+1.
Битый час мы говорили друг с другом в эфире, затем столько же в кулуарах и выкристаллизовалась гипотеза, что проблемы отечественного малого бизнеса все же в коммуникациях. Точнее, малый круг общения и «замыкает» среднестатистического предпринимателя на своих повседневных проблемах, основная из которых: где взять покладистого денежного покупателя?
Некоторая наивность, инфантильность не позволяет отечественной бизнес-среде найти универсальный и действенный главное способ представления своих интересов, кроме приобретения депутатских мандатов. Но это уже другая история.
Родившись и выучившись в тех же условиях, что и потребители, украинские бизнесмены так и не захотели взять на себя ответственность за принятие судьбоносных решений. По крайней мере в Николаеве. Сегодня большинство рассуждает, что кто-то должен ввести инновации в жизнь и вдохнуть капиталы в экономику, даже среди людей, которые вызвались на свой страх и риск заниматься вырабатыванием добавочной стоимости. А в это время бизнес не укрупняется и остается все менее привлекательным.


Немає коментарів: