середа, 5 січня 2011 р.

Профессиональное конструирование успеха. Школа Батышева

Советская педагогика  после Великой Отечественной войны родила систему профессионально-технического образования. Рабочие всегда нужны были строителям светлого будущего. Особенно, когда надо было быстро восстанавливать разрушенную индустрию и трудоустраивать вчерашних воинов. Но когда встал вопрос о создании новых видов оружия, авиакосмической техники, океанского флота, то обходиться рабочей силой заключенных ГУЛАГА уже было невозможно. Рабочих, как и хорошую пшеницу,  нужно было селекционировать и приучать работать в меняющихся технологических условиях. Задача не из рядовых. Большевики-ленинцы не смогли ее решить в предвоенные 30-е.
Теперь то я знаю, что всю профессиональную педагогику в СССР поставил на ноги и запустил по миру один человек. Имя ему – Сергей Батышев. Он основал научную школу: профессиональной педагогики – теорию непрерывной педагогики. Человек всю свою жизнь может и должен осваивать новые знания и навыки.
Постиндустриальное общество сформировало (или еще формирует в ряде стран) класс производителей постиндустриального (информационного) продукта.

Все меньше рабочих мест создают и отрасли индустриальные. Резкий рост автоматизации привел к сокращению потребности в рабочих на единицу выпускаемой продукции примерно в 100 раз за 40 лет. Сегодня от операторов не требуется высокая квалификация и напряженное внимание, требования к ним снижаются, потребность в воспроизводстве ответственной и квалифицированной рабочей силы сведена к нулю. Непонятно, зачем много платить неквалифицированному оператору, - и производства выводятся из развитых стран в Китай и ЮВА. Все остановившиеся в Николаеве и других промышленных центрах заводы и фабрики – следствие, в том числе и меняющейся эпохи, а не только головотяпства нынешних властей. Благодаря тому, что рабочие люди были хорошо подготовлены в советских ПТУ, они очень быстро адаптировались на новом производстве. Профессиональная мобильность квалифицированного населения позволила снизить социальную напряженность.
А что дальше?
8 лет назад, на  могиле академика, Героя Советского Союза С.Батышева в Москве оказалось трое николаевских ученых, педагогов, которые и начали проводить научные чтения памяти учителя. Это профессор И.Стариков (МДУ) и кандидаты наук В.Скороходов (ЮСКСУ) и Г.Головченко(КПиТВ). И хотя их различает не только возраст и научные интересы, солидарны они в том, что профессиональная педагогика-теория непрерывного образования в условиях информационной эры – единственный рычаг для модернизации Украины.
Сегодня, ясно уже одно, что такого массового и конвейерного промышленного производства в наших краях не будет. На арену производства добавленной стоимости выходит оказание услуг и создание разнообразных информационных продуктов. От репортерских и визуальных, до программных продуктов и образовательных программ. Эксперимент по «выращиванию» дидактического информационного пространства (ДИП), который шел более 10 лет в Колледже прессы и ТВ, только подтвердил верность парадигмы развития на информационное общество. Обучающиеся все время живут потребляя и производя разнообразную информацию. Кстати говоря, именно студенты и выпускники Колледжа прессы и ТВ сняли публицистический фильм о международных научных чтениях, памяти академика С.Я.Батышева. 4-е состоялись в октябре 2010-го года в Москве. Очередные 5-е будет снова принимать Украина.
Это неудивительно, во-первых здесь живет и работает действительно дружная и креативная команда последователей идей Батышева. Во-вторых, именно в украинской промышленности уже однажды школа Батышева подтвердила верность своего рецепта. Поменялись глобальные условия, сменилась парадигма, современные педагоги имеют возможность стать конструкторами успешности для всего народа Украины.


Немає коментарів: