понеділок, 15 листопада 2010 р.

Кому мешает микробизнес?


У магазинчика с продуктами напротив моего дома 30кв.м. торгового пространства заставленного прилавками, холодильниками, витринами и 96 торговых представителей. Для тех кто не знает – это такие молодые люди и девушки, которые делают заказы на поставку всего в торговую точку и носят туда-сюда наличные деньги и прочие бумаги. Без них конечно можно обойтись, но тогда ассортимент и платежная дисциплина придомовой и базарной торговли будет хромать.
Почему я вспомнил о торговых агентах?
Все дело в том, что сегодняшние попытки реформировать малый бизнес в стране через фискальную политику (налоговый кодекс) конечно давно назрели. Субъектов предпринимательской деятельности сотни тысяч, а налогов не становится больше. А самое печальное – добавленной стоимости не прибавляется.
По-порядку. Во-первых, до «упрощенки» существовал бизнес, те кто помоложе могут не знать, но появилась эта система 10 лет назад в начале 2-го срока Кучмы и была призвана «запустить» массовость рыночных субъектов. До поры до времени, этот инструмент чему-то действительно способствовал. Сегодня могу сказать однозначно: качество услуг и товаров и оборачиваемость денег с большим числом ЧП(они же СПД) не увеличилось!
Для оптимизации налогообложения даже футболисты с баскетболистами в профессиональных команда стали субъектами предпринимательской деятельности. Как и владельцы газет, пароходов.
В этом случае, я приветствую действия сегодняшней власти, которая не просто хочет секвестировать малый бизнес, а пытается отслоить подлинных предпринимателей от назначенных.
Сапожников от брокеров, сантехников от дилеров отличают не только названия. Те виды деятельности, где самозанятость граждан – основной смысл рыночных отношений, мне кажется пытаться регулировать количество «упрощенцев» и не стоит. Представьте, сколько канализационных стояков должен вычистить сантехник, чтобы превзойти 300000 грн оборота! Он столько не выпьет…
В то же время: один судовой контракт на экспорт чего-то НДСного может тянуть на несколько сотен евро! Почувствуйте разницу – кто сколько должен уплачивать налогов.
Теперь разберемся с аргументом, что крупный капитал через налоговый кодекс «душит» малый. Естественно, что занятия бизнесом не ловля бабочек, здесь нет места простодушию и лирике. Сильный всегда в бизнесе поедает слабого – ничего личного. За десятилетия искусственного оффшора в стране десятки крупных бизнес компаний хоть и росли в оборотах де-факто, де-юро дробились и почковались лишь бы «уложиться» в миллион. А в это время, те кто работал на стандартной форме налогообложения не просто платили в десятки раз больше налогов, они капитализировали свой бизнес. Это происходило из-за получения прибыли, выхода из тени акционеров, совершенствования структуры и приобретения ярких кредитных историй. Те, кто сидел на рынках и в приватизированных магазинчиках этого не делали. Радовались, что можно уплачивать копеечный единый налог и … не развиваться, не совершенствовать свои навыки в менеджменте и вовсе не вкладывать в маркетинг.
Налицо кризис, в который «зашел» отечественный бизнес.
Эта форма, а точнее образ ведения бизнеса микроструктурой, состоящей из физических лиц-предпринимателей, не выгодна обществу и не позволяет получать достойный добавленный продукт. Опираясь лишь на себя, без кооперации и привлечения заемного капитала частные предприниматели не способны решать хоть какие-нибудь системные задачи. Да, как форма удержания стабильности, они сыграли свою позитивную роль, но сегодня, когда требуется увеличение интенсивности труда, самозанятость не может ее обеспечить. Органы местного самоуправления изо дня в день «мучаются» с различными рынками и лабазами, где «роятся» частные предприниматели. То, что этот вид ведения бизнеса изжил себя, понимают многие мэры, но в открытый разговор о том, что делать с теми, кто вынужден закрывать свои ЧП, пока не вступают.
Назрело время проводить серьезные «мозговые штурмы», с привлечением специалистов в области стратегий и маркетинга, в первую очередь для написания программ городов и районов, по трансформации индивидуальной бизнес деятельности.
Среди эспедешников немало граждан, которые с удовольствием перейдут в качестве наемников в средний и крупный бизнес, но сейчас нет столько вакансий. Не все они занимались бизнес-копированием или перепродажей. Самое ценное, что есть еще в этом «жидком» слое сегодняшних самозанятых – предприимчивость. Этот уникальный дар не купишь и не приобретешь в расчудесной бизнес-школе. Она или нет или нет бизнеса вообще. Как отобрать таких людей и привлечь для решения чужих бизнес-задач? – вопрос не из легких. Исторический опыт перевоспитания «непманов» аукается обществу уже 70 лет. Самое глупое что можно сейчас сделать – это молча созерцать как рушатся микробизнесы наших предприимчивых сограждан!
Судя по постсоветским тенденциям, скоро и акулы бизнеса заплачут крокодильими слезами и поползут к чиновникам государства на пузе в дорогом костюме.


2 коментарі:

  1. Есть отличный повод умным людям и специалистам уезжать из этой страны. Смысла оставаться больше нет.

    ВідповістиВидалити
  2. Давайте просто скажем прямо - олигархам не нужны самозанятые, самостоятельные, самодостаточные люди. Олигаргах нужно, чтобы мелкие предприниматели банкротились и шли батрачить кассирами в их супермаркеты и дешевыми рабочими на их предприятия. Вот и вся "стратегия".

    ВідповістиВидалити