середа, 21 липня 2010 р.

Книги, которые отлежались и пахнут жизнью

Сегодня в день рождения этого автора повод взять и прочитать(послушать) одну из его многочисленных книг. Несколько поколений советских людей считали своим кумиром и духовным гуру Эрнеста  ХЕМИНГУЭЙ /Ernest Miller HEMINGWAY/ (1899 ≈ 2.7.1961),
американского писателя, нобелевского лауреата 1954 года.
Его стилю подражали, во многих домах висели (и остались сегодня)портреты человека c мужественным лицом. Казалось бы, у его произведений была счастливая судьба в СССР,
начиная с первых переводов, появившихся еще в 30-е годы. Сражавшийся с фашистами еще в Испании, с первыми танками вошедший в освобожденный Париж, он должен был быть особо близок. Но как раз роману об испанских событиях "По ком звонит колокол" (1940) пришлось ждать своей публикации 28 лет.
Непосредственные участники тех событий увидели в нем искажение подлинной картины войны, и потому судьба прототипа одного из героев романа советского журналиста Михаила КОЛЬЦОВА, объявленного "врагом народа", была лишь одной из видимых причин его запрета. Запрета весьма своеобразного, так как перевод был выполнен и в рукописном виде ходил по рукам, став позже и одним из первых самиздатовских произведений. А специально напечатанные фрагменты романа об испанских партизанах спускали на парашютах в белорусские и новгородские леса, когда партизанским отрядом пришлось сражаться с посланной на Восточный фронт "голубой дивизией" испанского диктатора Франсиско ФРАНКО.
Но и после смерти Иосифа СТАЛИНА планировавшуюся публикацию романа не удалось осуществить ни в 1954, ни в 1959 годах. Первым после войны с большим трудом был опубликован в издательстве "Детская литература "Старик и море". Против романа продолжали возражать жившие в СССР руководители испанской компартии. В 1965 году было выполнено в некоем роде уникальное закрытое издание романа, все экземпляры которого были пронумерованы, хранились в сейфе и выдавались только лицам с допуском. Сорвалось еще несколько журнальных публикаций, прежде в 1968 году роман наконец-то был подписан в печать и пришел к читателю в 3-м томе собрания сочинений писателя.


Немає коментарів: