середа, 12 травня 2010 р.

Парадигма мемориальных досок
















Забрел как-то в район речного вокзала. По дороге и на самом здании встретились несколько мемориальных досок, выполненных в кладбищенской технике: мелкой вязью на черном полированном мраморе. Свидетельствовали они сколько и кто построил в 19 веке в этом месте Николаева, известном современникам под именем Сухой фонтан, боевых кораблей, императорских яхт. Кому это интересно?
Есть конечно любители исторических судостроительных артефактов, ценители точной фактуры, сколько пушек было на фрегате «Анапа» или «Эпос», построенных на новом адмиралтействе в Николаеве. Только зачем об этом писать на стенке или заборе?
Наш город, как и все постсоветское пространство нашпиговано этим архаичным средством сохранения истории — мемориальными досками. Пролетарский эпос был невозможен без настенных скрижалей, сути агитации. И что особенно печально, эта форма продолжает свое существование и тиражирование. Недавно открыли доски на домах уважаемого поэта и актера. Ну и что? Теперь прохожие если захотят поднимут глаза и вчитаются, то будут знать — кто где и в какие годы здесь жил. 90% случайных прохожих и при жизни-то их творчества не знали, а нынче и подавно не поинтересуются.
Для кого эта информация?
В современном мире такое смешение жанров: поминовения и информирования уже не актуально. Турист, приехавший издалека, может или должен получить возможность узнать всю историческую информацию в удобоваримом бумажном/электронном виде и в конце-концов сам принять решение продолжить путешествие по местам наличия артефактов на местности.
Да и сами свидетельства старины глубокой, будь-то пушка на бульваре или амфора в Ольвии могут и должны быть в разнообразном исполнении, чтобы макет, или копию в масштабе увезти с собой.
Пассивные туристические объекты типа мраморных досок поэтому и прижились в нашей действительности, что с ними просто чиновникам — повесил, открыл, забыл.
Конкретный пример. В Николаеве десяток лет назад на неказистом домике в 100 метрах от 1-й верфи появилась доска в память о корифее украинского театра Панасе Саксаганском, который наезжал сюда зимовать с хутора на полдороге к Елисаветграду. Вы думаете был в доме актерский капустник или какое-либо событие на это время? Хороший скульптор получил заказ от госчиновника или коммунального служащего, опекающих культуру, выполнил. Повесили. Сменилось несколько команд муниципальных управленцев, которые заказывали доску. Скоро уж домик завалиться. А деньги бюджета потрачены впустую. При том, что во всем мире муниципалитеты выдумывают культурные поводы чтобы «затащить» на свою территорию туриста. У нас — реальные молчаливые артефакты и «культурные» чиновники, которые раздают подряды, не желая овладевать современными формами привлечения публики.
Предлагаю выявлять по городским улицам такие мемориальные доски, которые уже никому не нужны и систематизировано их складировать на каком-либо интернет-ресурсе. Для памяти.
Парадигма с греческого:пример, модель, образец

Немає коментарів:

Дописати коментар