субота, 17 квітня 2010 р.

Правила генерала Френкеля. Часть 2

Начало:
Правила генерала Френкеля. Часть 1

Большевики провозгласили правильно:  главный капитал – это люди….Только важны не люди вообще, а свои люди.… Причем как можно больше и в разных местах….Особенно наверху… А в своего человека превращает не единство национальности, как полагал Мишка Япончик, не слитность в вере, даже не кровное родство, а одинаковый подход к делу…. В этом Френкель  убеждался не раз…
Вот Япончик такого не понимал. Он придерживался других правил. Тот считал деньги ключом, открывающим все в этом мире.
- Запомни, Натан, - поучал он частенько молодого компаньона,- нет человека, которого нельзя купить. Может только для этого не хватить денег…

И добавлял: - Покажи мне хоть одного еврея, который не мечтал бы иметь миллион…
А Нафталий  со временем усвоил иные истины. Да, валюта и золото, подобны динамиту. Они могут взрывать всякие моральные убеждения, политические приверженности и многое другое. Но к деньгам необходим  еще интеллект. Только он, словно детонатор, превращает  эти вещи   во взрывчатое вещество, способное разрушать все на свете. Поэтому не во всех случаях нужно надеяться на деньги. Часто оригинальная идея стоит дороже всего. И если она подброшена своевременно, то успех обеспечен… Япончик и его друзья гонялись  за золотым тельцом. А он выжил, удивляя многих, только  благодаря своему деловому таланту, обостренному чувству опасности и тем правилам, которые он старался придерживаться…

Соловки и лагеря научили его думать, не как разбогатеть или спасти свою шкуру… Важнее все время тренировать и стараться сохранить свои мозги и интуицию. И они тебя выручат…. Угадай, что нужно непосредственному начальству - тогда ты сам станешь необходимым……Такое  правило срабатывало всегда. На него не раз клевало не только лагерное руководство, но и сам Сталин….

Конечно, таланты бывают разные. Многоцветие мира видит каждый зрячий. Но только глаз художника способен уловить в случайной смеси красок закономерность красоты, логику разных оттенков и передать такое другим. Его, Френкеля, господь нагрузил особым даром. В суете буден он умеет замечать бестолочь происходящего. И любое дело организовывать так, чтобы оно начинало плодоносить…

Родные и знакомые не раз интересовались, почему из Турции он добровольно вернулся в Одессу. Разве после революции  ему жилось там  так плохо?
Нет, и за Черным морем ему не приходилось дрожать над каждой копейкой. Но Ленин неожиданно повернул Россию к НЭПу.  И божий дар Нафталия сразу учуял возможности, которые открываются в родной стране.  Вскоре после возвращения каждый второй  одесский магазин что-то кредитовал у Френкеля. Заскучавшие по настоящим заказам еврейские портные, сапожники, разные мастеровые, которых он объединил в артели и дал понюхать запах хорошего заработка, теперь   подпитывали его счета в банках. Конечно, здравый смысл ему подсказывал и тогда, что при советской власти такое не может быть вечно.    Но охотничья собака бежит за дичью, хотя понимает прекрасно, что хозяин ее отберет… Так случилось и с ним…

После смерти Ильича Сталин опять поставил политику впереди дела….У большевиков  случалось такое не раз и позднее. И с колхозами. И с индустриализацией. Да и во время войны. Только когда жизнь припирала к стенке основательно, Иосиф Виссарионович вспоминал о специалистах и людей дела…

Когда в стране пошла мода на раскулачивание, Нафталия общим течением тоже прибило к Белому морю. В Соловецких лагерях особого назначения он начинал с учетчика бревен, которые бессмысленно перетаскивали вчерашние богачи и интеллигенты во имя трудового перевоспитания. Только с его подачи их стали привлекать к полезному делу.  И уже очень скоро в центре Москвы в районе Лубянки в самом модном магазине начал появляться дефицитный товар. Оригинальные дамские сумочки, модные женские перчатки и прочие безделушки из меха и кожи. Таких материалов  в Архангельской области оказалось навалом. И в этот раз чутье Френкеля не подвело. Путь к мозгам чекистского  начальства через их жен и любовниц оказался самым коротким. Результаты сказались быстро. Нафталий, которому дали десять лет, отсидел меньше половины. И довольное им начальство поручило ему возглавить строительство всех северных лагерей.

      А когда началось возведение Беломорского канала и руководству ГПУ прояснилось, что в сроки, отведенные Сталиным на строительство, уложиться немыслимо, Нафталий впервые увидел вождя вживую.

Опять же помог этому свой человек в самых верхах. Когда Френкеля ввели в кремлевский кабинет, больше всего его поразил низкий рост Сталина. Совсем как у него самого. Хозяин кабинета разрешил сесть. Неторопливо раскурил трубку и, пуская дым, несколько минут молча в упор, рассматривал его. Потом пододвинул длинную карту со схемой канала, постучал трубкой по сложенным в стопку папкам и без всякого вступления, как бы советуясь, поинтересовался:
- Так сколько, по-вашему, Натан Аркадьевич, нужно времени, для строительства такого канала?
Френкель начал издали. Сообщил, что американцы Суэцкий канал длиной в 163 километра строили  почти одиннадцать лет. Хотя длина его почти в полтора раза меньше Беломорского…
-Так то же капиталисты…. Они и с Панамским возились тридцать лет. А советский народ для себя строит. Нам нужно показать всему миру, на что мы способны. И уложиться в два года. Вы за такую задачу возьметесь?

Нафталий понял, что вождь к встрече готовился основательно. И тоже пошел ва-банк. Для таких сроков, сказал он, рабочим необходимы и соответствующее питание и премиальные выплаты…. Да и техники нужно подбросить….

Когда обсудили уже всякие  организационные и технологические тонкости Сталин неожиданно спросил:
- Я вот посмотрел, Натан Аркадьевич, ваше дело, - он опять постучал трубкой по стопке папок, - и заинтересовался вот чем…. Для чего, когда вы взялись за одни сутки выстроить нормальную баню в Соловках, то отобрали не только двадцать самых здоровых  молодых мужиков, но и десять немощных стариков? От них же проку не было никакого….
Френкель понял, что Сталин досконально проработал не только проектную документацию по каналу. Тогда он и выдал такое:
- Понимаете, Иосиф Виссарионович, я за свою жизнь усвоил важное правило. За хорошую жратву и стакан водки любой заключенный согласиться вкалывать…. Но, чтобы человек стал трудовым ударником, ему еще и цели нужны человеческие… Тех двадцать из молодых  я напугал, что если не вложатся в срок, не только с ними будет покончено, но и со стариками тоже….
- Ну и ну…. целая философия, - улыбнулся Сталин. И добавил: - Будем считать, что мы с вами о сроках и остальном договорились…. Только, Натан Аркадьевич, учтите…. Условия у нас не менее жесткие, чем придумали вы….
Френкель отозвался так:
-Заверяю Вас, Иосиф Виссарионович, если мне поручат руководить такой ответственной стройкой, то у вас появится возможность  гордиться сделанным…
- Натан Аркадеьевич, - Сталин коснулся трубкой усов, - старайтесь, чтобы гордился сделанным не Сталин, а страна…
Тогда Нафталий промолчал. Но сейчас  перед глазами всплыли громадные фигуры вождя, которые венчали  вход и выход Беломорканала…
Рапорт о полном завершении работ на канале даже на два месяца раньше утвержденного срока во всех газетах опубликовали. Потом там же напечатали приказ о награждении руководителей стройки, подписанный Калининым.
  Френкелю за неделю до этого показали проект списка, представляемых к ордену Ленина. Присутствовавший при этом заместитель иронически заметил:
-   Хозяин никогда такое пропустит…. Здесь же сплошная синагога….
  Нафталий с ним поспорил на французский коньяк,  что Сталин не станет возражать.  Он тогда уже учуял, что к чему…. Обыватель живет одним днем. Вожди действуют по правилу запасного выхода. … Если когда-нибудь Сталину придется оправдываться за бессмысленный канал, проложенный по костям несчитанного количества заключенных, у него всегда будет на кого сваливать… Бутылку они распили после вручения орденов….
Тогда с вводом стройки помпу раздули на весь мир. Целый пароход писателей во главе с Горьким приехал. Френкель продумал каждую мелочь. На одном из шлюзов приказал написать громадными буквами: «Человек – это звучит гордо!». Когда у него спросили, какой цвет подобрать для лозунга, он помолчал и ответил:
- Шуруйте красным…
Корреспондент одной газеты, видно все-таки  что-то прослышал про то, как строился канал. Когда они проплывали мимо надписи, тот показал Френкелю на громадные буквы и поинтересовался, разделяет ли начальник стройки эту мысль писателя Горького…
Тогда он ответил ему неопределенно:
- У нас говорят по-другому…. Человек звучит так, как его накормят….
Наверное, сказанное журналисту все-таки запомнилось. В знаменитой книге «Беломорско - Балтийский канал имени Сталина», которую теперь в библиотеках стыдливо упрятали, описывалось такое.  Мол, молчаливый Френкель вечером стоит, опираясь на палку, и с гордостью смотрит на текущую мимо воду канала. А заканчивалась зарисовка фразой,  которую Нафталий  всегда вспоминал с улыбкой: «Казалось ни одно человеческое чувство ему недоступно…».
Это ему-то, для которого судьба никогда не скупилась. Навалила столько, что не осталось ничего из не изведанного

Продолжение следует

Илья Стариков
Правила генерала Френкеля. Часть 1


Читать всё

Немає коментарів:

Дописати коментар